Неделю назад я задал аналогичный вопрос в своем Twitter. Ответило более 100 человек и ответы распределились следующим образом:
Интересно, что несмотря на серьезные различиях в аудитории, распределение ответов практически совпало в обоих случаях.
Если прочитать две предыдущие заметки (тут и тут), то может сложиться мнение, что ИБ не может быть ни под ИТ, ни под ИБ. На самом деле это все-таки не совсем так. Если за много лет служба ИБ все-таки чаще всего входит в состав ИТ, значит такой сценарий вполне возможен. Да, это так, кто бы и что бы ни говорил. Не забываем, что гораздо важнее подчиненности уметь разруливать конфликты и находить общий язык между подразделениями. Я много раз видел, когда ИБ и внутри ИТ неплохо существует, и когда ИБ, вынесенная отдельно, живет с ИТ как кошка с собакой, не говоря уже о восприятии ИБ рядовыми пользователями компании или руководством.
Но если все-таки посмотреть на эту проблему отстраненно, то куда лучше рапортовать ИБ?
Все очень зависит от того, зачем служба ИБ вообще создается на предприятии. Причин ведь может быть несколько:
- Наладить процесс управления и обеспечения ИБ
- Наладить процесс управления и обеспечения ИБ так, как это видит руководство (это не тоже самое, что в предыдущем варианте)
- Создать службу, чтобы «как у всех»
- Потому что так требует закон, регулятор и т.п. (он, правда, требует, чтобы безопасник выделенный был всегда, но не обязательно с подчинением топ-менеджменту)
- Потому что был инцидент с безопасностью
- Создать видимость работ, но не давать им делать реальное дело (а то еще вскроют махинации топ-менеджмента или приближенных лиц).
На прошедшей RSAC 2016 тема подчиненности ИБ поднималась неоднократно, но немного с другой точки зрения. Мало кто прямо говорил, что ИБ должна быть там-то или там-то. Как мне кажется, на Западе давно уже поняли, что это не тема для обсуждения. Совсем не важно, что у тебя написано на визитке (с точки зрения решения задачи, а не с точки зрения карьерного роста и самомнения), важнее — чем ты занимаешься и как тебя воспринимают окружающие. И будучи на втором уровне иерархии можно противопоставить себя всем в компании и превратиться во врага с большими регалиями, но отсутствием влияния. А можно и обычным специалистом по ИБ внутри ИТ-службы заслужить авторитет, к которому будут прислушиваться на самом верху.
Большинство докладчиков RSAC поднимали вопрос о роли CISO на современном предприятии. Именно роли, а не места. Ведь человек красит место, а не наоборот. Поэтому именно от того, как себя поставит CISO (или директор по ИБ, или руководитель отдела защиты информации) и зависит его место в иерархии и место его службы. Будет заниматься реализацией требований регуляторов, поиском инсайдеров с последующим и увольнением или закручиванием гаек в ИТ-сфере, так и останется в подчиненной роли (это нехорошо и неплохо — просто так есть). Будет пытаться «выйти» на уровень бизнеса, найти с ним общий язык и показать свой вклад в достижение бизнес-задач — сможет подняться гораздо выше; не только формально, но и фактически.
![]() |
На RSAC много говорили не о CISO, а о сдвиге в сторону CIRO (Chief Information Risk Officer) |
ЗЫ. Что-то затянула меня эта тема 🙂 Дальше попробую вспомнить, что говорили на RSAC касательно роли современного CISO, куда ему стремиться и чем он должен заниматься.
ЗЗЫ. В среднем у 8-11% компаний нет не то, что CISO, но и вообще выделенного безопасника… Но об этом поговорим отдельно 🙂
ЗЗЗЫ. И все это мы будем также обсуждать на межотраслевом форуме директоров по ИБ 18-19 апреля в Москве.
Может все таки Л(Д)ПР?
Я думаю, что многое зависит от роли "информации" в бизнесе, конечного выгодоприобретателя от бизнеса ну и "потенции" лиц, (действительно) принимающих решения.
Пример:
Акционер в ЛПР ставит доверенное лицо, а в руководителя СБ — преданное лицо, а тот в CISO ставит родственничка и все — вот он конфликт интересов.