Когда Cisco много лет назад выводила на рынок технологию TelePresence, мы на первых порах, если мне не изменяет память, столкнулись с проблемой недовольства клиентов тем, что они не получали обещанный эффект присутствия. В результате первых пилотов, выяснилось что оборудование ставилось в обычные кабинеты, где раньше стояли ВКС-системы. Отсюда и недовольство — комнаты оказались неприсособленными для TelePresense. Отсутствие правильного освещения, акустики, эстетики, сказывалось на впечатлении заказчиков и эффективности проводимых переговоров. В результате у нас родилось руководство по проектированию комнат для TelePresence (советую посмотреть — там многие моменты применимы не только к TelePresence).
Я не готов подробно его пересказывать, просто коснусь некоторых моментов, которые являются достаточно важными и при проектировании центров управления безопасностью:
- Освещение
- Блики на мониторах, которые могут быть нейтрализованы специальным светоотражающим или утопленным освещением, а также отсутствием окон или использованием на окнах штор или жалюзи для снижения яркости естественного освещения.
- Помните, что окна имеют психологическое значение и их отсутствие приводит к негативному эффекту.
- Теплота, освещенность и яркость освещения.
- Акустика
- Шумопоглощение. Как поглощается звук с улицы? А звук из коридора или соседних комнат? Двери стоит тоже изолировать, например, с помощью специальных акустических панелей. Может быть это не так важно, но стоит проверить как звук проходит не только извне внутрь SOC, но и наоборот. А то иногда звучащий внутри SOC мат может достигать и внешних помещений 🙂
- У вас в SOCе есть большие экраны? А как на них выводится изображение? Через большой и громко шумящий проектор? Как бороться с такой проблемой?
- А как комната SOC борется с эхо (отражение звука), реверберацией (затухание звука)? Эти звуковые явления могут не только мешать переговариваться аналитикам SOC в одном помещении, но и мешать при проведении переговоров с другими группами аналитиков, а также изолировать сигналы тревоги, издаваемые в случае обнаружения угрозы (такие сигналы должны отличаться от обычного фонового шума).
- Наконец, подумайте о шумах от вентиляторов, чайников и других приборов, которые могут отвлекать аналитиков от своей работы. Они, кстати, могут не только шуметь, но и вибрировать.
Я бы посоветовал взглянуть на стандарт ISO серии 11064 про эргономичное проектирование центров управления. В преамбуле к нему написано, что стандарт применим ко всем типам центров управления, включая центры управления, предназначенные для промышленных технологических процессов, транспортных и диспетчерских систем и аварийных служб. Основное предназначение стандарта — стационарные центры управления, но многие его принципы могут быть применены к мобильным центрам, расположенным, например, на кораблях, локомотивах и в самолетах (эээх, SOC на океанской яхте, классно же).
- ГОСТ Р ИСО 11064-1-2015 Эргономическое проектирование центров управления. Часть 1. Принципы проектирования
- ГОСТ Р ИСО 11064-2-2015 Эргономическое проектирование центров управления. Часть 2. Принципы организации комплексов управления
- ГОСТ Р ИСО 11064-3-2015 Эргономическое проектирование центров управления. Часть 3. Расположение зала управления
- ГОСТ Р ИСО 11064-4-2015 Эргономическое проектирование центров управления. Часть 4. Расположение и размеры рабочих мест
- ГОСТ Р ИСО 11064-5-2015 Эргономическое проектирование центров управления. Часть 5. Дисплеи и элементы управления
- ГОСТ Р ИСО 11064-6-2016 Эргономическое проектирование центров управления. Часть 6. Требования к окружающей среде
- ГОСТ Р ИСО 11064-7-2016 Эргономическое проектирование центров управления. Часть 7. Принципы верификации и валидации
И вновь повторю свое заключение из прошлой заметки — проектируя SOC, занимаясь TI-платформами, SIEMами, Stealthwatch’ами и другими компонентами центра мониторинга, не забывайте и про помещение для него, его юзибилити и эргономику рабочих мест, от которых заависит, насколько комфортно, а значит эффективно, будут работать его аналитики и обнаруживать угрозы.