Первая мысль банальна до безобразия, но вот я ее пропустил через себя, только прочтя книжку. Звучит мысль просто «Если человек чего-то не хочет, значит он не будет это делать«. В самом предисловии автор приводит пример с наркоманами и алкоголиками, которых опытные наркологи отправляют домой сразу же, если видят, что они пришли не сами, а их привели жены, матери, отцы, подруги. Мотивируют это врачи тем, что человек, которого притащили на аркане, никогда не бросит пить или колоться, пока сам не решит это сделать. Это жестоко, но так и есть. Бросать курить, худеть, заниматься спортом… Все это человек не делает, пока сам не захочет. А захочет, никакая дополнительная мотивация ему не нужна. Наверное именно этим объясняется тот факт, что несмотря на большое количество материалов о том, как улучшить ИБ (и не всегда с большими затратами, а то и вовсе без них), многие специалисты по ИБ их не воспринимают. Лет 10 назад я пришел в один крупный банк и моему коллеге, человеку принимающему решения, предложил ряд решений по ИБ, которые должны были улучшить ситуацию с регулярными атаками и эпидемиями внутри финансовой организации. Он тогда мне ответил очень просто: «Меня все устраивает и я не хочу ничего менять». Я тогда еще подумал, ну как же так? Ты же специалист по ИБ, тебе платят, чтобы было лучше, чтобы атак было меньше, чтобы снижались простои и ущерб. Надо признать, что с тех пор он мало изменился 🙁
И то, что так или иначе крутилось в голове и иногда проскальзывало в презентациях или заметках в блоге, сформулировалось только на выходных. Специалист по ИБ не будет воспринимать никаких новых идей, если он не хочет ничего менять в сложившемся порядке вещей. А он обычно не хочет, так как его все устраивает. Зарплата идет, за хакерские атаки не увольняют, с регуляторами налажен контакт. Тишь да гладь. Я все время удивлялся, почему казалось бы банальные мысли про то, что безопасность — это не только про угрозы, но и про содействие бизнесу, не находят своего отклика у тех, кому я эту мысль пытался доносить в своих презентациях? Почему идеи про измеримость ИБ выслушиваются, но дальше этого ничего не идет. И вот банальный ответ — не хочется. А если не хочется, то заставить человека делать что-то через палку бесполезно. Это работает очень короткое время.
Вторую мысль я подчерпнул в разделе про детей, которые не хотят учится. Психолог пишет, что происходит это по банальной причине. У современных детей перед глазами одни яркие картинки, видеоклипы, игры. Они привыкли воспринимать информацию именно так, а не так как взрослые. Не зря существует понятие «клиповое сознание«. Поэтому и в школе им неинтересно. Их учат-то совсем по другому — зубрежка, доска и мел, домашка, оценки и никакого соревновательного духа. Они не воспринимают такой, привычный моему поколению формат донесения информации (у нас-то другого и не было). Отсюда вывод — программы повышения осведомленности, построенные по старым принципам обучения (часовые и нудные лекции «за партой») не дают уже того эффекта для работников молодого поколения. Им нужна совсем иная подача — ярко, коротко, с соревнованиями, доской почета, призами. Отсюда и интерес к геймификации, которая так активно внедряется в разных продвинутых программах повышения осведомленности, о которых я уже не раз писал в блоге.
Вот такие мысли… Не то, чтобы они уникальны или новы, но у меня они оформились только сейчас. По крайней мере, первая так уж точно. Вторая — это по сути классическое «говори с аудиторией на ее языке».
Клиповое сознание? А хорошо ли при обучении опускаться до уровня ученика? Чтобы донести мысль до аудитории — да, почему нет. Но при серьёзном обучении? Учитывать уровень аудитории нужно, используя привычное для затравки, а для серьёзного процесса оно врядли подойдёт.
И вообще, обучение должно быть интересным и полезным. А тут всё зависит от учителя, который сможет удержать баланс и научить серьёзному. Между бегающим весело по воде натрием и числом Авагадро пропасть, но без второго первое лишь забава.
Алексей, а ведь (по первой мысли) если в этой роли выступает ЛПР, то учитывая вертикаль управления в организации, все приводит к последствия еще более тяжким: ЛПР не желает, а всем кто под ним становится пофиг! Это заразно!
Vadim: мы сейчас про повышение осведомленности, а не про обучение ИБ. Там нет преподавателей/учителей
Константин: да, так и есть. Но в той организации ЛПР по разным направлениям было и есть много
Насчёт клипового сознания…
Ну не знаю, не знаааю…
Скорее это предустановленный фильтр, отсеивающий низкокачественную/"ненужную" информацию.
Когда задача чётко стоит, все эти видео средней длиной за десять минут, да ещё и с манерой повествования "эммм, эээ, тут у нас что-то не получается, ой, сейчас, таак, ээээ, как же это работало… а вот, смотрите, заработало" — мусор. Хорошая текстовая статья + поиск по странице = быстрое решение.
Просто задача у каждого индивидуума чаще всего стоит примитивная — поржать, пожрать и прочее. Видеоформат со смешнявками замечательно под это подходит.
Зайдите в ВУЗ, и спросите у пары потоков студентов, зачем они туда пошли. Весьма многие ответят вариацию про армию.
Говорю как представитель этого самого "молодого поколения" — по работе: только текст; в свободное время — только видео.
Игрофикация в образовании, как мне кажется, не сработает. Но мне тяжело судить, я застал лишь её зачатки.
А касательно "хотелки" — вот тут да, согласен. Сила воли — очень хороший рычаг, и единственный, который может двигать человека, в том числе заставлять пересиливать страх ошибки и здравый смысл.
У меня в семье три экземпляра этой книги Лабковского. Можно сказать семейный психолог. Это отступление. Все так. Вырастил Сыночка по Лабковскому… Ничего так — личность чувствуется…