Исследование рынка ИБ в России как результат посещения бизнес-зала в аэропорту Сочи

Тенденции
Возвращался я в пятницу из законного отпуска и сидел в зале ожидания аэропорта города Сочи (так сказать привыкаю к отдыху в России; возможно скоро всем предстоит только в России и отдыхать). И обратил внимание на интересную особенность — стены зала ожидания были увешаны фотографиями самолетов гражданской и военной авиации США разных времен. А вот явно не отечественные смесители в санузле почему-то с гербами России. Не то, чтобы это вызывало диссонанс (смесители с гербом я вообще первый раз увидел); скорее хорошо ложится в общую картину импортозамещения — на словах одно, на деле другое.

И пришла мне в голову мысль, которая обрела форму мини-исследования. Была взята моя презентация по отечественным «домотканным» решениям в области ИБ и по всем упомянутым в ней компаниям я задал сам себе 5 вопросов:

  1. Отечественная компания в области ИБ имеет русскоязычное название или нет?
  2. У отечественной компании в области ИБ продукты имеют русскоязычные названия?
  3. У отечественной компании в области ИБ есть домен в зоне .рф?
  4. У отечественной компании в области ИБ есть домен в зоне .ru?
  5. У отечественной компании в области ИБ сайт на русском языке?

Было проанализировано 45 компаний и вот такие результаты у нас получились. Русскоязычные названия есть у примерно половины игроков рынка. Значение «А фиг знает» относилось к таким компаниям, как Элвис+, МФИ Софт, Амикон, Конфидент и Анкад. Хотя с определенной оговоркой их можно считать русскоязычными; они написаны как минимум по-русски. Очевидно, что имена компании придумывали еще во времена, когда друзьями навек были американцы и русские, а не китайцы и русские, и никто менять сейчас название в угоду импортозамещению не будет, но все равно интересно. Немного выбивается на этом фоне только Solar Security, созданная уже в этом году.

Проанализировал я также названия продуктов отечественных игроков рынка ИБ. Тут статистика тоже явно не в пользу русского языка. На данной диаграмме показано распределение не имен, а именно компаний, которые называют свои продукты англоязычными именами. Поле частично относится к некоторым игрокам, у которых в портфолио есть, как русскоязычные, так и англоязычные имена. Например, «Код безопасности», у которого 5 иностранных названий (Secret Net, Jiny, TrustAccess и т.п.) и 2 отечественных («Континент» и «Соболь»).

Принятый в России курс на локальное управление Интернетом, выделение собственного кириллического домена .рф, разговоры о возможности отключения Рунета от мирового Интернета, привели меня к третьему вопросу. Картина оказалась тоже не радужной. Две трети компаний не имеют своего представительства в национальном домене .рф. Пятая часть не только имеет такой домен, но и корректно отрабатывают запросы по нему, перекидывая всех на свой официальный сайт. У оставшихся 16% домен в зоне .рф зарегистрирован… и все. Никаких переадресаций нет — можно считать, что и нет никакого домена или его зарезервировали на всякий случай (или до кучи). С этой диаграммой есть ряд возможных неточностей — оказывается не по всем корпоративным доменам открыта информация о владельце. Может быть так, что домен в зоне .рф есть, но переадресации на корпоративный сайт нет и информация о владельце скрыта. Понять, принадлежит ли домен ИБ-компании или киберсквоттеру (а такие примеры есть по ряду доменов), в таком случае невозможно 🙁

Для меня было удивительно, но не все отечественные компании имеют домен в зоне .ru. У кого-то, как у S-Terra CSP идет автоматическая переадресация с s-terra.ru на s-terra.com, но у остальных игроков почему-то домены в зонах .com, .net, .pro.

Я не думал, что ответ на этот вопрос может иметь не одно значения, но как оказалось может 🙂 Сайт Wallarm представлен только на английском языке — на русском я сайта не нашел. Хотя компания называется отечественной.

Вот такая интересная статистика. Никаких выводов делать не буду; как и никаких рекомендаций. Пусть каждый делает их самостоятельно. По этой этой же причине не буду указывать конкретных имен компаний и в какие сегменты диаграмм они попали. Каждый может самостоятельно проделать такое исследование, а отечественные ИБ-игроки и так знают ответы на поставленные выше вопросы. Если не знают, то сейчас могут их себе задать. В конце концов, на качество продуктов их название или наличие домена в зоне .рф влияет мало. Но отношение к теме импортозамещения показывает 🙂
Оцените статью
Бизнес без опасности
Есть что добавить? Добавьте!

Нажимая кнопку "Отправить", я даю свое согласие на обработку персональных данных (если вдруг они указаны в комментарии) в соответствие с политикой конфиденциальности. Также я соглашаюсь с тем, что в своем комментарии не раскрываю никаких сведений, составляющих государственную тайну, а также никакой иной информации, охраняемой законом (для этого используйте иные способы :-) ), если это не разрешено ее владельцем.

  1. p.a.kulikov

    Ждем домен "будоражащиеремесла.рф". И ежегодную конференция с таким же названием.

    Ответить
  2. Алексей Лукацкий

    Не хочешь организовать?

    Ответить
  3. Анонимный

    Алексей, откуда взялись такие измышления? ("возможно скоро всем предстоит только в России и отдыхать")

    Ответить
  4. Алексей Лукацкий

    Да так, смотрю со всех сторон

    Ответить
  5. p.a.kulikov

    Алексей, я пытался импортозаместить Positive Technologies.
    видимо не угадывается.
    у нас же уже есть ООО "Место встречи" (Check Point)
    вот только с ciscoSystems никак не получается: "Сан-Франциские путевые ухищрения и приспособления" только если…

    Ответить
  6. Алексей Лукацкий

    Очень тонко 🙂

    Ответить
  7. Unknown

    Алексей, Элвис+ незаслуженно отнесли к "А фиг знает". Название имеет вполне определенную расшифровку: "ЭЛектронные Вычислительные и Информационные Системы".
    Эта информация есть на сайте в разделе с историей, но не многие о ней знают.
    Хотя, связь названия с именем Элвиса Пресли сложно отрицать, его имя тоже повлияло.

    Ответить
  8. Алексей Лукацкий

    Спасибо. Теперь буду знать

    Ответить