В январские праздники я посетил московский музей криптографии и в своем Telegram-канале обещал поделиться своими впечатлениями, что и делаю. Надо сразу сказать, что мои впечатления являются субъективными — я волей-неволей сравниваю наш музей с посещенным мной 5 лет назад американским национальным криптологическим музеем, расположенном вблизи АНБ (Форт Мид).
Из-за большого числа «тяжелых» картинок страница может грузиться не быстро (зависит от вашего текущего Интернет).
В отличие от музея в США, который посвящен именно американской истории криптографии, наш не ограничивается только отечественным прошлым, — в этом плане он мне понравился гораздо больше. Тем более, что он не скрывает и не самых приятных страниц создания отечественной шифртехники, а именно шарашкиных контор, в которых создавалась советская криптография. Именно в здании такой «шарашкиной конторы» и находится музей криптографии. Заокеанская демократия вроде как не была замечена в использовании труда заключенных на криптографических благо секретов Родины (по крайней мере я такого не слышал).
Для меня экскурсия началась не с основной экспозиции музея, а с той его части, которая рассказывала о шарашкиных конторах и в которой были представлены образцы советской шифртехники. Она меня, конечно, немного поразила своей неуклюжестью 🙁 Допускаю, что такие комплексы весом в десятки килограмм, и красть-то никто не мог; ибо хрен утащишь.
Достаточно забавно сравнивать представленные образцы с фильмом «Из России с любовью», где Джеймс Бонд весь фильм бегает за российской шифрмашинкой (и шифровальшицей заодно), которая помещает в кармане его пиджака 🙂
Если внимательно приглядеться к фото, то можно увидеть, что только разработка отдельных «железок» была завершена в 2002-м году и началась их активная эксплуатация. Я как представлю, что примерно в это время я вышел на работу в Cisco, когда такие бандуры использовались для защиты отечественных секретов.
И вот тут меня немного цепануло то, что именно выставка достижений криптографического хозяйства завершается где-то на уровне конца 90-х — самого начала 2000-х годов. Я был бы рад увидеть что-то чуть более современное. Если не из области гостайны (кто ж ее покажет-то), то хотя бы с коммерческого рынка. Я бы с удовольствием посмотрел на изделия Инфотекс, Информзащиты (когда она еще из нее не выделился «Код безопасности»), ЛАН Крипто и других игроков отечественной криптографии. Нам есть чем похвастаться и наши компании, как мне кажется, рады были бы поделиться чем-то из своих «музеев».
Но вернемся к музею, который начинается с замочной скважины, пройдя сквозь которую ты попадаешь… нет, еще не в мир криптографии, а в мир современных технологий. Я понимаю идею (как мне кажется) авторов, которые хотели с первых шагов заинтересовать детей, которым не факт, что будет интересно погружаться в античные времена, но зато они с радостью понажимают на кнопки интерактивных панелей, пройдут VR-экскурсию про квантовые технологии, попробуют открыть шкафчик с секретом и т.п. Невзначай им расскажут и про современную криптографию и ее роль в современных коммуникациях. Также в этой секции музея есть и отсылки к кибербезу, хакерам и иным привычным нам темам.
Если американский музей следовал логике «от прошлого к настоящему», то московский музей следует прямо противоположной логике, погружая посетителей вглубь веков. При этом авторы нашего музея не стали эгоистически рассказывать только о себе, уделяя внимание и другим криптографическим службам (преимущественно, конечно, США, что и понятно, учитывая наше противостояние с времем Второй мировой войны). Мне понравилась инфографика, где сведены были вместе все основные мировые секретные службы.
Меня всегда интересовало, как устроена прямая линия между президентами России и США, предназначенная для предотвращения ядерной войны. Сейчас, когда «часы судного дня» перевели еще на 10 секунд (на данный момент это самое близкое к полуночи положение стрелок за всю историю часов), — это очень актуальная тема. В музее есть отдельная секция, посвященная истории этой линии и тому, как это все происходит.
Американцы, сосредоточившись на чисто исторических моментах, забыли об образовательной миссии, не раскрывая, что такое вообще криптография, какая она бывает, как происходит преобразование в проводных и беспроводных каналах связи.
Вы знаете, чем скремблер отличается от вокодера?
В нашем же музее, этой части уделяется немало внимания, и вы можете узнать о том, что это. И о том, как защищались телефонные и телеграфные линии, как обеспечивалась защищенная связь при плохих каналах связи.
Не забыты и имена, стоявшие у истоков отечественной криптографии. Но далеко не все; далеко не все. Вот тут мы проигрываем американцам. У них не только зал славы есть и толерантная «доска почета» про женщин-криптографов, но и отдельная библиотека в здании музея (я про нее писал), и мини-читальный зал, в котором можно посидеть и узнать чуть больше об именах, создавших не только американскую, но и мировую криптографию. У нас, похоже, большая часть имен до сих пор засекречена.
Образовательный аспект нашего музея отражается еще и во многих экспонатах, которые можно потрогать и даже заглянуть внутрь. Например, можно залезть внутрь роторной шифрмашины и почувствовать на себе процесс зашифрования и расшифрования данных 🙂
В криптографическом музее нельзя обойтись без самой известной шифровальной машины «Энигма». У нас она тоже есть, но мне гораздо больше понравился зал с «Фиалками», отечественными «аналогами» Энигмы. Такого у американцев нет!
У американцев в криптологическом музее есть экспозиция, посвященная Большой печати, висевшей в американском посольстве в Москве, которая представляет собой уникальный пример в истории российских спецслужб. У нас в музее про печать почти ничего нет (хотя про Льва Термена, который и придумал эту идею говорится), но есть секции с другими шпионскими историями (Зорге, Попов, Розенберги, «Красная капелла» и т.п.).
В этом плане эта часть экспозиции напомнила мне шпионский музей в Вашингтоне, о котором я тоже писал и который посетил в то же время, что и Форт Мид. Закладки, шифрсообщения в болтах, карандашах, монетах и т.п.
Кстати, возвращаясь к детям, которым могут быть не интересны все эти исторические экскурсы и погружения в физику процесса передача сигнала по воздуху или медным проводам. Для них в каждом зале развешаны комиксы, рассказывающие ту или иную историю про криптографию, погруженную в нужных исторический контекст.
Такого даже у американцев, помешанных на комиксах, нет!
В момент моего посещения сувенирный магазин был закрыт (не знаю, открыт ли он вообще), но я бы с удовольствием купил бы такие комиксы. А если бы они прекратились бы в серию со своими героями и нарративом, то это могло бы стать особой фишкой музея. Американцы выпускают книжки по криптографии для детей — почему бы и нам такое не делать? Возможно, компания «Криптонит», при поддержке и участии которой создавался музей криптографии, сможет это сделать. Who knows?
Но мы продолжаем двигаться вглубь истории и плавно подходим к залу царской криптографии, а точнее криптографии времен от Ивана Грозного и до последних царей династии Романовых. Очень стильно оформленный зал (тут мы обошли многократно американцев) с интересными историями и фактами не только про саму криптографию, но и про связанную с ней перлюстрацию.
В рамках экспозиции авторы уделили внимание теме шифров в литературных произведениях, как классических, так и не очень. И даже сделали интерактивную секцию — берешь книгу, прикладываешь к считывателю и получаешь всю нужную информацию. Я бы еще сделал небольшой зал, где тоже самое можно было бы сделать в отношении известных фильмов — голливудских блокбастеров и отечественных («17 мгновений весны», «Вариант Омега», «Из России с любовью», «Код Да Винчи» и т.п.).
Прививать интерес к криптографии через известные фильмы? Чем не вариант?!
Вы же знаете, что президент США Джефферсон был изобретателем так называемого шифровального диска, названного потом его же именем? Таким дискам посвящен целый зал музея, где помимо разных вариантов таких дисков (карманных и не очень), установлены специальные конструкции для собственных экспериментов — вы можете шифровать свои послания и проверять, как они выглядят.
Вообще интерактивность — это девиз московского музея криптографии. Многие экспонаты не только можно трогать, но и решать различные головоломки. Например, вот так выглядит раздел про решетку Кардано, в котором вам надо угадать, что было зашифровано в вроде бы невинных посланиях.
Если американский музей отсчитывает историю своей экспозиции с середины 19-го века (гражданская война северян и южан), то мы углубились гораздо дальше — большой «глиняный» зал посвящен греческой истории криптографии. Тут и диск Энея, и скитала Архимеда, и множество других способов скрытия факта передаваемого сообщения (лысина раба, на которой писали сообщение и ждали, когда на ней отрастут волосы, в экспозиции музея не представлена).
Я залип на скитале, пытаясь правильным образом наматывать кожаную ленту на палки разного диаметра, чтобы прочитать зашифрованную надпись.
В этом же зале расположен и стол с головоломками для занятий с детьми, которых с младенчества можно приучать к загадкам, тайнам, головоломкам в игровой форме. В американском музее я видел детские группы, которые приходили туда на занятия и в которых воспитывали не только патриотизм к Родине и ее героям невидимой войны, но и учили основам кибербеза. Это правильный путь, как мне кажется; но непростой.
Путешествие по музею завершалось в зале, в котором были представлены некоторые криптографические изобретения Ближнего Востока. Интересно, что в музее совсем отсутствует (или я просто не увидел) раздел про криптографию Индии и Китая, а по идее у них такие знания должны были быть. На самом деле, были.
Искусство криптографии считалось одним из важнейших навыков для женщин согласно Камасутре. Вы же не думали, что Камасутра — это только про позы в сексе?
Завершает экспозицию музея небольшой раздел про письменность разных народов и ее использование для сокрытия передаваемых сообщений. Есть и секция про русскую тайнопись, литорею, тарабарскую грамоту и т.п.
На выходе из музея вас ждет одна загадка и одно задание из области криптографии. Первая заключается в том, что вам нужно прочитать определенную надпись в свисающих с потолка буквах. Нетривиальное задание, если честно. Это как увидеть изображение в стереограммах (3D-картинках). Второе задание заключается в составлении послания уходящим из музея посетителям с помощью древнеегипетских и древнешумерских пиктограмм.
Даже из небольшого набора можно составить очень разные напутствия — от серьезных до шаловливых 🙂
Ну что сказать про музей? Мне он понравился. Видно, что в него вложили очень много. Я думаю о повторном посещении, чтобы потратить на экспозицию побольше времени. Надеюсь, что музей будут развивать — я лично вижу в нем большой потенциал. И в части проведения закрытых и открытых мероприятий, и в части расширения экспозиции, и в части образовательного трека. В Форт Мид не наездишься (в него и из Вашингтона-то 40 минут на машине ехать), а наш прямо в столице находится 🙂
4 февраля в музее пройдет день открытых дверей образовательных программ!
Был год назад и тоже на новогодние праздники. Тоже понравилось. Всем советую