Последние мероприятия для ИБ-стартапов показали, что им явно не хватает простейшего сценария своих действий, прежде чем заявлять широкой общественности о своей гениальной идее или продукте. Пока стоял в пробке набросал такой экспресс-чеклист 🙂 Состоит он из трех частей.
Часть I. Вводная
- У вас есть идея?
- Ваша идея «закрывает» чьи-то потребности?
- Вы уверены, что ваша идея «закрывает» чьи-то реальные потребности?
- Это вы думаете, что ваша идея «закрывает» чьи-то потребности?
- Вы провели опрос целевой аудитории по поводу наличия у них потребности, которую «закрывает» ваша идея?
- Целевая аудитория имеет отношение к людям, принимающим решения, или вы опрашивали друга-безопасника, который занимается настройкой антивирусов и генерацией криптографических ключей?
- У вас есть потенциальный заказчик, готовый обкатывать реализацию вашей идеи на себе?
Часть II. Если ваша идея реально кому-то нужна
- Вы хотите свою идею «продать» в России или на Западе?
- Если вы хотите «продать» свою идею в России, то знакомы ли вы с российским законодательством по информационной безопасности?
- Если вы знакомы с российским законодательством по ИБ, то вы действительно хотите продать свою идею в России?
- Если вы продолжаете хотеть продать свою идею в России, то вы изучили требования по получению лицензии ФСТЭК на разработку средств защиты информации?
- Ваша идея подразумевает реализацию криптографических механизмов?
- Если ваша идея подразумевает реализацию криптографических механизмов, то вы изучили требования по получению лицензии ФСБ на деятельность в области шифрования?
- Вы все еще действительно хотите продать свою идею в России?
- Ваша идея завязана на работу с облачными технологиями?
- Если ваша идея завязана на работу с облачными технологиями, то вы изучали законодательство о персональных данных и требования ФСТЭК и ФСБ применительно к трансграничной передаче конфиденциальной информации?
- Вы все еще действительно хотите продать свою идею в России?
Часть III. Если вы от идеи уже перешли к продукту
- Вернитесь к части I и ответьте еще раз на вопросы 2-7, заменив слово «идея» на слово «продукт».
- Вы можете показать свои преимущества, а не недостатки конкурентов?
- Реально можете?
Если вы дошли до конца этого опросника, то дерзайте! У вас есть все шансы на успех!
После выступления ИБ-стартаперов на ПХД у меня один вопрос: в чем новизна вашей идеи?
Осадок у меня такой:
— попытки повторить или скрестить ранее сделанное
— "инновационное" = уровень диплома пятикурсника мехмата или ВМиК МГУ
— бизнес-идеи нет
Возможно, я слишком суров 🙂
Скорее реалистичен 🙂 Поэтому я не жалею, что не смог поучаствовать в жюри Сколково ИБ-стартапов 🙂