Имеет ли право производитель ИБ устанавливать цены на свои продукты?

Казалось бы парадоксальный вопрос, но отечественная ФАС именно его и задала, возбудив дело против Лаборатории Касперского (а в будущем, может быть, и против Dr.Web). Суть дела проста — компания, не являющаяся партнером ЛК, выиграла в тендере на поставку антивируса Касперского, но не смогла ее осуществить, т.к. ЛК отказалась предоставлять свой продукт не-партнеру. ФАС решила, что отказ ЛК является нарушением конкуренции и ЛК обязана продавать свои продукты любой компании, причем не имеет права устанавливать единую рекомендованную розничную цену.

Я давал CNews комментарий по этому поводу, но они почему-то отказались его публиковать. Так что публикую здесь (не пропадать же тексту 😉

У многих производителей программного обеспечения существует классическая схема поставки своих продуктов потребителям: производитель — дистрибутор — партнер — потребитель». Основная задача дистрибутора — формирование партнерской сети, через которую и осуществляются все продажи. Сами дистрибуторы не должны продавать товар напрямую клиенту — это ставит остальных партнеров в невыгодное положение. При этом цена, выставляемая производителем, как правило, едина для партнеров одного уровня иерархии. В противном случае возникает недобросовестная конкуренция, т.к. производитель выделяет одного из равных партнеров больше чем других, изначально ставя последних в невыгодные условия.

Дальше больше. Цена, по которой партнеры могут поставлять продукт потребителю тоже должна быть единой для всех партнеров. Это будет залогом того, что партнеры не начнут демпинговые войны в ущерб всем участникам рынка (и себе в том числе). И этот же подход позволяет уйти от порочной практики дифференциации партнеров только по ценам. Как и рекомендуют делать все гуру маркетинга и управления бизнесом. Единая цена заставляет партнеров выделяться в совершенно иных областях, сопутствующих продаже продукта, — сервисе, консалтинге, обучении и т.п. Если же ФАС вынесет решение не в пользу «единой цены», то потенциальные проблемы ждут любого производителя, который практикует такое понятие, как «рекомендованная цена». Потому что это понятие и означает единую цену для всех поставщиков этого производителя.

ЗЫ. Недавно ФАС аналогичное дело против Danon возбудило. Суть таже — магазины не имеют права продавать йогурты Danon по единой цене. ФАС считает, что это сговор.

Оцените статью
Бизнес без опасности
Есть что добавить? Добавьте!

Нажимая кнопку "Отправить", я даю свое согласие на обработку персональных данных (если вдруг они указаны в комментарии) в соответствие с политикой конфиденциальности. Также я соглашаюсь с тем, что в своем комментарии не раскрываю никаких сведений, составляющих государственную тайну, а также никакой иной информации, охраняемой законом (для этого используйте иные способы :-) ), если это не разрешено ее владельцем. Ваш комментарий может появиться не сразу, а после модерации (так бывает не всегда, но бывает).

  1. malotavr

    Устанавливать цены — имеет, а вот регулировать действия дистрибьютеров — не всегда.

    "Как и рекомендуют делать все гуру маркетинга и управления бизнесом. Единая цена заставляет партнеров выделяться в совершенно иных областях, сопутствующих продаже продукта, — сервисе, консалтинге, обучении и т.п. Если же ФАС вынесет решение не в пользу "единой цены", то потенциальные проблемы ждут любого производителя, который практикует такое понятие, как "рекомендованная цена"."

    Правильно. Гурам маркетинга стоит внимательнее относиться к российскому законодательству, в частности — к ФЗ "О защите конкуренции".

    Подобная схема в общем случае относится к недобросовестной конкуренции и разрешена только в четырех случаях:
    — если доля продаж данного продуката не превышает 20%
    — если эта схема направлена на совершенствование продукта
    — если эта схема направлена на увеличение доли российского товара на мировом рынке
    — если эта схема приводит к получению покупателем выгоды, соразмерной с выгоде, полученной согласованно действующими хозяйствующими субъектами.

    Вполне возможно, что ЛК не попадает ни в одну из этих категорий.

    Ответить
  2. Алексей Лукацкий

    Спорно, спорно 😉

    Ответить
  3. Анонимный

    ФАС признаться уже достал заставлять покупать продукты основываясь только на цене этого продукта
    Страшно подумать что будет если все закупки только по цене и будут произволится
    тогда даже ЖЭК не сможет купить качественных веников
    Это были эмоции
    А если по делу. Каспер прав — есть ПО при распространении которого надо соблюдать правила производителя. Партнеры соблюдают требования или должны соблюдать требования.
    Далее надо вспонить про регулирование ФСТЭК, все таки СЗИ да еще и сертифицированное, опять же некий набор требований к продавцу
    Далее, сам покупатель вправе выставлять требования к поставщику, одно из которых наличе право производителя на продажу этого ПО, уже регулируется ГК

    Ответить
  4. Алексей Лукацкий

    Дело завершилось 😉 http://safe.cnews.ru/news/top/index.shtml?2009/08/18/358201

    Ответить