Очередная оценка рынка ИБ в России

Компания LETA IT-company выпустила второй отчет «Навстречу переменам: рынок информационной безопасности 2007-2008», посвященный рынку ИБ в России. У меня и к первому отчету были серьезные претензии, но видимо авторы второй версии не приняли во внимание всю ту критику, которая на них свалилась. При этом авторы смело заявляют «Первый отчет был выпущен в начале 2007 года и многие его оценки стали признанными фактами на рынке информационных технологий«.

Что же меня смутило в этом отчете? Во-первых, названный объем рынка в 912 миллионов долларов. Наверное, приятно причислять себя к почти миллиардному рынку, но эта цифра не просто взята с потолка, — она притянута за уши. Причем авторы противоречат сами себе. В прощлом отчете объем «белого» рынка ИБ составлял 250 миллионов; в этом — 431. При этом цифра рост объявляется в 45-50%! Как у математика (в прошлом) у меня при этих объемах такого роста никак не получается. Другая цифра — 6% всего рынка — это аппаратное обеспечение. Только мы, как один из крупнейших производителей именно аппаратной безопасности, зарабатываем в России вдвое больше. А ведь помимо нас встречаются и другие игроки (нечастно, но встречаются 😉

Вообще приведенные цифры, кроме как гаданием на кофейной гуще не назовешь. «Белый» рынок, «черный» рынок, «серый» рынок? Как его оценивали? Откуда такие цифры? Что в них входит? Если только то, что четко называется средством защиты, то 912 миллионов — это оценка раза в 2,5-3 превышает реальность. Если речь идет даже о встроенных в инфраструктурные решения механизмах безопасности (ОС, СУБД, маршрутизаторы, коммутаторы), то емкость рынка превышает оценки LETA в разы. Правда про последний вариант LETA даже не упоминает.

Во-вторых, непонятна методика подготовки отчета и источники информации. В преамбуле сказано, что цифры взяты путем опроса участников рынка. Cisco как бы и не последняя на российском рынке (если не сказать первая по данным Cnews) ИБ, но нас не спрашивали. Это конечно не показатель, но сомнение в остальных оценках закрадывается. И вообще, почему в отчете не указаны компании, которых опрашивали? Чего скрывать их имена? Может потому, что никакого опроса и не было?

Главным разочарованием авторы отчеты называют «отсутствие роста широкого применения международного стандарта ISO 27001». А кто его вообще предсказывал, этот рост? «Эксперты» LETA? Ни один здравомыслящий специалист такого предсказать не мог. Да, интерес к стандарту есть. да, есть первые попытки сертификации. Но ни о каком широком применении необязательного стандарта речи и быть не может. Если уж авторы ссылаются на то, что пользовались данными Gartner, то могли бы посмотреть на оценки этой международной компании. А она еще пару лет назад предсказывала, что стандарты ISO 2700x выйдут на «плато продуктивности» не раньше чем через 5-10 лет.

Главной удачей рынка называется активный рост сегмента DLP. Это просто смешно. Активность Infowatch и Perimetrix на данном поприще еще не говорит о том, что рынок развит. Все DLP-вендоры вместе взятые заработали в России от силы миллионов 6-10 (LETA, правда, называет цифру в 24 миллиона). При правдивости данных LETA — это меньше процента. Интересное толкование удачи. И вообще DLP не дает покоя специалистам LETA. Почему-то они считают, что быстрый рост данного сегмента российского рынка связан с выходом документов ФСТЭК по персональным данным и выходом российских компаний на IPO и обязательным соответствии SOX. Однако 4-ка нормативных актов ФСТЭК по защите ПДн вообще ни слова не говорит про DLP-решения (даже косвенно), а IPO необязательно должно осуществляться в Америке, где и действует SOX/

Одной из главных тенденций развития угроз эксперты LETA называют угрозы для мобильных устройств. И я опять задумываюсь о том, что не стоит слепо копировать западные отчеты и надо иногда думать. Я активно езжу и в России и зарубежом и еще ни разу не столкнулся с мобильной угрозой. НИ РАЗУ!!! Мобильный Касперский у меня раз пять на смартфоне «вылез» и то по поводу неизвестного отправителя SMS. Угроза мобильных угроз очень сильно раздута. Да, про нее нельзя забывать и через несколько лет она станет актуальной (может и в России). Но нельзя же ее называть одной из главных. Вывод о росте интереса к мобильным устройствам со сканерами отпечатков пальцев я комментировать не буду.

Интересный вывод сделан о том, что одной из важных тенденций 2007 года стал «экономический» подход при выборе и внедрении решений ИБ. Мол, многие компании научились считать стоимость своей информации и активно используют методы финансовой отдачи в проекты по ИБ. Где, кто?.. Ау?!..

Некоторые моменты отчеты вызывают недоумение и вопросы. Например, авторы почему-то ставят знак равенства между ISO 20000 и ITILv3. А ведь последний был выпущен двумя годами позже ISOшного стандарта. В отчете, датированном 2008-м годом (не ранее марта), упоминается компания Vontu, которую Symantec купил еще в прошлом октябре.

Интересно посмотреть на отчет и с точки зрения стилистики и русского языка (про орфографические ошибки, согласование падежов я вообще не говорю). Например, в начале отчета приведены главные драйверы роста рынка ИБ в России. Но по ряду из них написано, что они не являются общеприменими и скорее отражают частный случай. Какже он тогда стал драйвером роста? С удивлением узнал, что термин СУИБ вообще мужского рода; хотя всегда считал, что СУИБ, это система, т.е. она.

Из всех выводов LETA я могу согласиться только с одним — «В 2007-2008 гг. произошло усиление внимания государства к вопросам защиты конфиденциальной информации, за это время было выпущено ряд нормативных актов«. Правда, чтобы сделать такой вывод, не надо обладать аналитическим умом.

Пугает меня заключение, данное в конце отчета: «Компания LETA продолжит исследование российского рынка информационной безопасности. В дальнейшем будут выпушены исследования как по отдельным сегментам, так и по рынку в целом (2009 год). LETA IT-company надеется, что эти исследования, которые компания готовит для себя, будут востребованы всеми участниками ИТ и ИБ рынка.«

Оцените статью
Бизнес без опасности
Есть что добавить? Добавьте!

Нажимая кнопку "Отправить", я даю свое согласие на обработку персональных данных (если вдруг они указаны в комментарии) в соответствие с политикой конфиденциальности. Также я соглашаюсь с тем, что в своем комментарии не раскрываю никаких сведений, составляющих государственную тайну, а также никакой иной информации, охраняемой законом (для этого используйте иные способы :-) ), если это не разрешено ее владельцем. Ваш комментарий может появиться не сразу, а после модерации (так бывает не всегда, но бывает).

  1. Анонимный

    Контрреволюционные вещи говорите, Алексей Викторович )))

    Ответить
  2. Alex Ott

    Leta & Infowatch всегда отличались своими "аналитиками", так что, что тут удивляться?

    Ответить
  3. Алексей Лукацкий

    Ну, кстати, к Infowatch'евским аналитикам у меня претензий нет. Они либо рассказывают факты об утечках, либо проводит опросы и оформляют их результаты в виде аналитических отчетов.

    Что же касается связи LETA & Infowatch, то по отчету я ее не заметил. Более того, там прослеживается постепенный отход Leta от Infowatch и Лаборатории Касперского — не зря они упоминают прямых конкурентов 😉

    Ответить
  4. Alex Ott

    нынешние может и ничего, а вот года 2-3 назад писали ужас просто. я год назад видел сравнения их продуктов с websence, clearswift и другими, и все сравнения показывали что кроме инфовотча никто не умеет защищать данные

    Ответить
  5. Алексей Лукацкий

    Никакой контрреволюции (вот еще слово, которое я не понимаю 😉 Одно дело взять годовые отчеты всех компаний и суммировать их с определенной погрешностью и совсем другое дело высасывать это из пальца.

    Причем они себя загнали в тупик. Если верить их прогнозу в 50% ежегодного роста и данной емкости рынка, то к 2018 году мы не просто догоним весь мировой рынок (при текущих показателях роста), а перекроем его.

    Ответить
  6. Алексей Лукацкий

    А-а-а-а, речь о сравнениях. Любой стартап так и делает. А иначе их покупать никто не будет. Нормальный маркетинг.

    Я тут видел сравнение нового для России вендора в области IdM. Так судя по нему, непонятно вообще, как мы жили столько лет без этого вендора. Он по всем показателям лучше RSA, Aladdin, Oracle, Cisco и т.п. И почти бесплатен 😉

    Ответить
  7. Анонимный

    я просто не очень сильно понимаю, нужно ли на всу эту ерунду тратить деньги, если одно слово одного человека = -30% капитализации? не, ну вендорам понятно нужно такое всем рассказывать, это их хлеб…

    Ответить
  8. Unknown

    Вы нарочно в одном абзаце с упреком в орфографических ошибках, написали неверно слово (пропустили две буквы)?

    Ответить
  9. Анонимный

    а есть ли альтернативные анализы ?

    Ответить
  10. Анонимный

    можно ли вообще называть ситуацию РЫНКОМ ?! где 99% всех вложений связаны с обязаловкой. Много ли заинтересованных в ИБ по делу…
    ситуация такая что выделять деньги заставляют сверху убогие документы. Целей такая ИБ не достигает и самих целей по сути не ставит.
    Рынка у нас почти нет он в зачатке…

    Ответить
  11. Анонимный

    В 2004 году Денис Зенкин из Инфовотч привез в Россию новый вид маркетинговой коммуникации — аналитический отчет. Такие отчеты пробивают путь к мозгам потребителя гораздо легче, чем реклама, вытавки и PR, поскольку их все цитируют и обсуждают в блогах :).

    Этот метод он не запатентовал, поэтому теперь им пользуются все, кому не лень, выпячивая свои интересы под видом аналитики.

    Те сегменты, в которых Лета специализируется, например DLP(они партнеры Infowatch, Websense, McAfee и Vontu) освещаются подробно. Те же, в которых не преуспела — опускает.

    Не надо относится к этому, как к аналитике, только и всего.

    Ответить
  12. Алексей Лукацкий

    vsb: Конечно не нарочно 😉 Но мой блог и не претендует на официальный отчет компании 😉

    swan: Я видел 4 анализа. Первый, чисто исторический, от Информзащиты. Он наиболее адекватный всегда был — никакой притянутой за уши аналитики. Обычные цифры, полученные в результате анализа годовых отчетов игроков рынка, официально купленные у Госкомстата. Затем идут отчеты IDC и Canalys. Первый оценивал только рынок ПО безопасности (но и он далек от реальности), второй якобы весь рынок ИБ в России, но там приведены такие вендоры, который в России никогда не было. Последний отчет — CNews — он аккумулирует разные источники и опросы самих игроков. Причем там источники явно называются.

    анонимный: Я бы не сказал, что это Денис стал начал такой вид маркетинговых коммуникаций. И до него этим пользовались, только Инфовотч довел это до потокового и регулярного продукта. И это неплохо.

    Ответить
  13. Анонимный

    Не могу не прокомментировать, простите мою слабость, но эту фразу именно с т.з. русского языка читать очень смешно:
    «про орфографические ошибки, согласование падежОВ я вообще не говорю»…
    :-)))))

    Ответить
  14. Алексей Лукацкий

    григорий: Вы не уловили иронии 😉 Фраза «согласование падежов» достаточно часто употребляется именно в контексте, когда надо показать, что в тексте нелады с согласованием падежей

    Ответить
  15. Анонимный

    Ок, теперь буду знать! А так бы забавно смотрелась такая неумышленная ошибка 🙂

    Ответить
  16. Алексей Лукацкий

    И в конце концов это же ЧАСТНЫЙ блог, где я не особо заморачиваюсь проверкой орфографией 😉

    Другое дело официальные материалы, претендующие на аналитический отчет российского масштаба

    Ответить