Макет позволяет нам понять, какие блоки информации нам нужно отобразить, чтобы дать целевой аудитории ответы на их вопросы и помочь ей принять нужное решение. Возьмем к примеру тему SOC, столь модную в последнее время. Допустим, руководитель всея ИБ компании только-только создал центр мониторинга и хочет получить ответы на три вопроса:
- Насколько эффективно задействованы его сотрудники? Ответ на этот вопрос позволит принять обоснованное решение в пользу расширения численности сотрудников SOC или в пользу более оптимального использования текущего человеческого ресурса или в пользу автоматизации некоторых рутинных задач.
- Все ли инциденты отрабатываются в срок? Этот вопрос помогает нам понять, насколько эффективны в своей работе аналитики SOC, правильно ли у нас выставлены KPI для них, насколько эффективно выстроен процесс разбора инцидентов?
- Какие инциденты отнимают больше всего ресурсов? Ответ на этот вопрос позволяет понять, не надо ли аналитиков послать на обучение по отдельным видам инцидентов или возможно стоит выделить немного денег на решения по автоматизации и, тем самым, ускорению обработки отдельных видов инцидентов?
Чтобы ответить на эти вопросы нам по каждому инциденту нужно собрать следующие данные:
- аналитик SOC, работающий с инцидентом
- тип инцидента
- источник инцидента
- статус инцидента (разрешен/просрочен)
- дата и время.
Разумеется это еще не макет дашборда — это скорее набросок той информации, которая должна быть на дашборде. А вот макет будет выглядеть так:
На его отрисовку у меня ушло всего 10-15 минут. Да, не Пикассо. С этим к руководству не пойдешь. Но и задача такая не стоит на этом этапе. Зато мы видим, как будет выглядеть дашборд, какие диаграммы и какие ключевые показатели будут отображаться на нем.
Единственный ли это вариант дашборда для SOC? Конечно нет. В зависимости от стоящих целей и исходных вопросов, мы можем вынести на дашбор и другие ключевые показатели, под которые выбирать соответствующие диаграммы:
- Время между созданием и закрытием заявки (ticket) в SOC
- Процент инцидентов обнаруживаемых и нейтрализуемых автоматически, без участия специалистов SOC
- Соотношение открытых и «закрытых» заявок
- Соотношение инцидентов и заявок
- Число повторных инцидентов
- Соотношение методов коммуникаций с SOC (e-mail / звонков / портал)
- Число false positives (несуществующих инцидентов)
- Число изменений средств защиты по результатам расследований инцидентов
- Соотношение инцидентов по их критичности
- Цена/длительность разрешения инцидента
- Число новых заявок.
Финальную заметку я посвящу вопросу создания прототипа и финального варианта дашборда, для чего нам понадобятся различные средства автоматизации — от Excel или MS PowerBI до Canopy или Splunk.