Импортозамещение КИИ: ситуация ухудшается

Тенденции

В мае я уже писал про проекты двух примечательных по своей значимости и некомпетентности проектов нормативных актов, которые обязывают всех субъектов КИИ перевести все свои объекты КИИ на отечественное ПО и железо. И вот на днях на портале regulations.gov.ru был выложен обновленный текст проекта Постановления Правительства «Об утверждении требований к программному обеспечению, телекоммуникационному оборудованию и радиоэлектронной продукции, используемым на объектах критической информационной инфраструктуры, и порядка перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования и радиоэлектронной продукции». Ранее, в ноябре был выложен обновленный проект Указа Президента. Давайте посмотрим, что там изменилось?

Если тезисно, то картина получается следующая:

  • Переход на преимущественно отечественное ПО должен произойти до 1-го января 2023 года, а на отечественное железо до 1-го января 2024 года. Первоначально сроки были установлены просто дикие — 1-е января 2020-го и 2021-го годов соответственно. По итогам доработки проектов НПА сроки были сдвинуты на 2024-й и 2025-й годы, но в финальном проекте сроки были установлены в виде 2023-го и 2024 годов соответственно. На мой взгляд все варианты нереальны, но судя по всему именно последний вариант и попадет в подписываемый Указ Президента, чего ждать осталось недолго, если не вмешается Провидение.
  • Под требования попадают все объекты КИИ независимо от их категории значимости и даже обычный ломбард или сельская поликлиника должны будут перейти на преимущественно отечественные ПО и железо. Попытки сообщества и достаточно серьезных лоббистов объяснить авторам нелепость этого требования не увенчались успехом — Минцирк (или те, кто стоят за ними) заявил, что иначе все субъекты КИИ будут занижать категории своей значимости, а то и вовсе обходить категорирование стороной. Так что готовимся к повсеместному внедрению отечественного софта и оборудования.
  • Название нового проекта ПП теперь касается не только ПО или оборудования, как раньше. Вместо термина «оборудование» стали применять «телекоммуникационное оборудование и  радиоэлектронная продукция». Хотя сами требования от этого не поменялись — они и раньше покрывали телеком-железо и РЭП.
  • Требования касаются не только нового ПО и железа, но и уже установленного на объектах КИИ.
  • До 1-го июля 2021 года необходимо утвердить план перехода на преимущественно отечественное ПО и железо. А перед утверждением плана надо провести аудит используемых ИТ-активов, провести их анализ и факт присутствия в реестрах отечественного всего и вся, после чего, в случае осутствия в реестрах, направить перечень такого ПО и железа на согласование в Минцифру (для ПО) и в Минпроторг (для железа). На все про все осталось 5 с небольшим (!) месяцев. Как за это время провести хотя бы аудит имеющегося, я не представляю.
  • Интересный момент, на который стоит обратить внимание и о котором я уже как-то писал (тут и тут). Неважно, в России разработано ПО или нет. Главное, чтобы оно было в реестре. А, например, средства защиты попадают в реестр только после получения сертификата ФСТЭК или ФСБ, что приводит к интересным коллизиям, о которых мало кто говорит. Например, выпустил какой-нибудь отечественный вендор МСЭ или антивирус или криптографический шлюз, а продать в КИИ не может, так как продукт или конкретная его версия не включена в реестр из-за отсутствия (понятно, что временного) сертификата регулятора. Парадокс, но именно так это и работает. Знаю кейс, когда именитому вендору отказали во включении в реестр Минцифры именно по причине отсутствия сертификата (хотя предыдущая версия ПО в этом реестре была).
  • А что с иностранным ПО и железом? Неужели все и использовать его нельзя? Нет, все не так печально. Есть разъяснения Минцифры, в которых говорится, что можно продолжать использовать невключенное в реестры ПО и оборудование, но при условии соответствующего обоснования, которое многие уже научились писать еще лет пять назад, когда только началась политика импортозапрещения в госорганах. Теперь эта практика перейдет и к коммерческим предприятиям.

Вот такая картина у нас сейчас с импортозамещением в КИИ. Есть подозрение, что упомянутые в заметке проекты Постановления Правительства и Указа Президента уже не будут изменяться и именно в таком виде будут приняты в ближайшем будущем. Проводить через депутатов их не надо — много времени это не займет. Так что готовимся к новой реальности. И если в прошлом году это была удаленная работа, то в этом — умение составить обоснование так, чтобы объяснить регулятору, почему все остается так, как и было раньше.

Оцените статью
Бизнес без опасности
Есть что добавить? Добавьте!

Нажимая кнопку "Отправить", я даю свое согласие на обработку персональных данных (если вдруг они указаны в комментарии) в соответствие с политикой конфиденциальности. Также я соглашаюсь с тем, что в своем комментарии не раскрываю никаких сведений, составляющих государственную тайну, а также никакой иной информации, охраняемой законом (для этого используйте иные способы :-) ), если это не разрешено ее владельцем. Ваш комментарий может появиться не сразу, а после модерации (так бывает не всегда, но бывает).

  1. Сергей

    Ох уж это отечественное ПО. в соответствии с указом от 04.02.2021 № 68 качество работы глав регионов будут оценивать в том числе и по использованию отеч. ПО

    Ответить
  2. Packers And Movers Bangalore

    Этот комментарий был удален администратором блога.

    Ответить
  3. Packers Movers Chennai

    Этот комментарий был удален администратором блога.

    Ответить