Опыт полутора десятков онлайн-курсов за время самоизоляции

Обучение

Так сложилось, что я не очень люблю отечественные учебные центры; не важно, в какой области они преподносят свои курсы — в ИБ ли или в чем-то ином. Пройдя немалое количество курсов западных (я тут посмотрел в нашей корпоративной LMS, в которую либо автоматом, либо вручную заносятся все мои курсы, и там их число давно перевалило за сотню), я понял, что ТАМ умеют делать из обучения реальный бизнес. Возможно, там просто больше специалистов, но там как-то умеют делать и качественный контент (и над ними не довлеет необходимость согласовывать свои программы обучения с регуляторами), и преподносить его по-разному и все равно интересно. А вот у нас что-то не то все время (я и за собой замечаю, что мои курсы достаточно однобоки и местами скучны, что, на мой взгляд, скорее связано с желанием втиснуть в 8 часов слишком много контента, не давая возможность поделать слушателям какие-то задания).

3,5 месяца самоизоляции (а мы глобально продолжаем на ней находиться до конца осени) позволили высвободившееся от очных мероприятий и командировок время уделить самообразованию, которое в 100% случаев проходило дистанционно. И это были совершенно разноплановые курсы — от продуктовых по Cisco до трехдневного курса по проектированию и планированию SOCов, от создания дашбордов до организации собственной онлайн-школы, от создания бизнеса с нуля (две недели со стартаперами) до сетевого threat hunting’а. На что-то я пошел для систематизации собственных знаний и навыков, что-то было обязательным на работе, а что-то было просто интересно изучить с точки зрения расширения кругозора. Заодно я прослушал записи ряда конференций по ИБ — от RSA Conference 2020 или Cisco Live US 2020 до «Кода ИБ. Профи» или конференции по ИБ O’Reily. И что я могу сказать по итогам такого образовательного дистанционного интенсива?..
Во-первых, дистанционное обучение — это челендж. Большой челендж. Без самоконтроля и постоянного пинания себя, вы постоянно будете отвлекаться от материала. И если обучение проходит в реальном времени, то нагнать потом будет сложно. Мне поэтому непросто дался трехдневный курс по SOC, на котором меня спасало только то, что многие вопросы были мне знакомы по проектам, в которых я участвовал или участвую, и я мог ненадолго отвлекаться.
Дима Мананнико как-то в Фейсбуке написал впечатления от преподавания онлайн на программе MBA в РАНХиГС. Мол удаленно, во-первых, сложно читать несколько часов подряд, а, во-вторых, вы не видите глаз слушателей и не понимаете их реакцию на вашу лекцию. Могу сказать как слушатель — это тоже непростая роль, так в онлайн вы не всегда можете достучаться до лектора; особенно, если речь идет о записи курса. Вы один на один с контентом и если вы его не понимаете или если платформа не приспособлена для преподавания, то это будет ад. Представьте, что курс проходит на платформе для организации вебинаров и вместе с вами на курсе еще несколько сотен человек (у меня такое было). Да, там есть чат и есть помощники лектора, но они не способны отработать весь тот поток сознания, который идет в чате непрерывно от сотен человек с разным уровнем знаний и навыков в изучаемой теме. В итоге вы не получаете очень многого, что можно получить при очном обучении.
В-третьих, у вас отсутствует социализация. Помню, когда я учился на курсах SANS по безопасности промышленных систем, около трети полезного я получил не на курсе от инструктора, а в кулуарах, общаясь с коллегами за обедом или вечером в баре (а обучение проходило в Амстердаме, в гостинице, где и проживало большинство слушателей). В онлайне у вас нет кулуаров и нет возможности обмениваться мнением за бокалом коньяка с коллегами. И это тоже большая потеря. На паре мероприятий, где мне довелось участвовать за время самоизоляции, организаторы с помощью курьеров доставляли участником еду и выпивку, но все-таки это не совсем то — общения-то все равно нет.
В-четвертых, на западных очных курсах обычно даются задания, которые вы выполняете во время многодневного курса. Например, на курсах SANS по обнаружению атак, SOCам, безопасности промышленных систем, Threat Hunting или реагированию на инциденты, в которых я участвовал у вас в день обычно проводится по 5-6 лабораторных работ, что приводит к 20-25 лабам за 4 дня, после чего пятый день целиком выделяется на практику. У нас такое мало где делается, а в онлайн это сделать вообще проблематично; как с точки зрения организаторов, так и с точки зрения слушателей. Особенно последним сложно — они же могут забить болт на «домашку» и ничего не делать. И проверить их сложно (хотя можно). В итоге обучение получается неполным. На очном обучении вы не можете откровенно манкировать заданиями, которые вокруг вас все делают.
А еще забавный момент — стоимость онлайн-обучения почему-то российские учебные центры не сокращают — она остается такой же, что и очное обучение. И это несмотря на существенное отличие этих двух форматов, которые надо готовить по-разному. У нас же обычно инструктор просто читает перед камерой с параллельным показом презентации и это считается дистанционным обучением. А все потому, что используемая платформа не позволяет организовать именно обучение, а не вебинар.
По итогам прохождения множества онлайн-курсов у меня составился некоторый список вопросов, который я задаю себе (и тем, кто предлагает мне дистанционное обучение), прежде чем принять решение:
  1. Чем отличается дистанционное обучение от очного?
  2. Будут ли домашние задания, включая стоп-задания (без которых нельзя пройти дальше)? На одном из курсов только стоп-задания заставили меня дойти до финала — курс был достаточно неудачно организованным, но я хотел его завершить и только стоп-задания стимулировали меня это сделать.
  3. Какая платформа используется для обучения (специализированная или обычная, вебинарная)? Например, некоторые учебные центры используют Webex Meetings, который, в отличие от Webex Trainings, не очень подходит именно для обучения, при котором происходит активное взаимодействие со слушателями. А вот Webinar.ru, Youtube или Facebook, который также нередко используют для прохождения курсов, для этого совсем не предназначены.
  4. Могу ли я общаться с другими участниками и как? В одном из курсов это происходило только в чате и только во время присутствия лектора, а в другом — организаторы создали специальные группы в Фейсбуке и Телеграме для постоянного общения.
  5. Могу ли я задавать вопросы инструктору, в том числе и в частном порядке? Как это делается — в чате или голосом (писать длинные вопросы любят далеко не все)?
  6. Будут ли мне доступны учебник и сопутствующие материалы (например, SANS заранее присылает вам коробку с учебниками и флешку с виртуалками для лабораторных работ)?
  7. Как контролируется прогресс в обучении? Где-то это могут быть стоп-задания, а где-то специальная метрика, отражающая кумулятивный параметр оценки прохождения курса и выполненных домашек. 
  8. В течение какого времени я буду иметь доступ к материалам онлайн-курса? У SANS, например, это обычно 6 месяцев. У курса по созданию бизнеса с нуля авторы предоставили пожизненный доступ к материалам. У всех все по-разному.
  9. Если вам это важно, то уточните, сколько CPE вы получите от прохождения того или иного курса. Знаю, что многие сертифицированные специалисты иногда только ради CPE и ходят на конференции и обучение 🙂
Вот такой, достаточно нестандартный для меня опыт, так как обычно лекции читаю я, а не мне 🙂 Может быть кому-то это будет полезным при выборе тех или иных онлайн-курсов. А я в следующей заметке попробую описать свой опыт прохождения курса по SOCам.
Оцените статью
Бизнес без опасности
Есть что добавить? Добавьте!

Нажимая кнопку "Отправить", я даю свое согласие на обработку персональных данных (если вдруг они указаны в комментарии) в соответствие с политикой конфиденциальности. Также я соглашаюсь с тем, что в своем комментарии не раскрываю никаких сведений, составляющих государственную тайну, а также никакой иной информации, охраняемой законом (для этого используйте иные способы :-) ), если это не разрешено ее владельцем.

  1. Unknown

    Алексей, давно читаю Ваш блог и очень за него благодарен как за источник полезной информации для "молодого" security officer в моем лице.
    Хотел поинтересоваться — если ли у Вас некая, вероятно платная, услуга а-ля менторинг — обсудить в течение часа куда бежать свежеиспеченному "chief" security officer чтобы не завалить все и свою карьеру в частности?
    Спасибо!

    Ответить
  2. Packers And Movers Mumbai

    Этот комментарий был удален администратором блога.

    Ответить
  3. Алексей Лукацкий

    Ну и вопрос 🙂 Это скорее Virtual CISO 🙂 Там за час точно не обойтись

    Ответить
  4. Packers Movers Chennai

    Этот комментарий был удален администратором блога.

    Ответить
  5. Valentin

    Прошу прощения за поздний ответ, набежало срочного на "молодого" CISO, но тем самым еще более выпукло показало, что просто беготней и затыканием дырок тему не возьмешь.
    А и в самом деле — может быть и правда есть возможность "купить" два часа Вашего времени и позадавать насущных вопросов? Не уверен как правильнее всего было бы с Вами связаться, но мой адрес на всякий случай — company_s@protonmail.com

    Спасибо

    Ответить