Довелось мне по приглашению портала banki.ru участвовать в проекте оценки различных систем интернет-банкинга. Суть проекта проста — по набору критериев оценить 22 Интернет-банка, включая и по направлению безопасности осуществления операций. Я оценивал эти банки и как рядовой их пользователь, и как эксперт по ИБ. В итоге получилось то, что получилось. Первое место занял Банк24.ру. Это и понятно. Для этого банка Интернет — основной и единственный канал доставки банковских продуктов до клиентов. Поэтому и продуман он более тщательно.
Из распространенных для многих проблем ИБ могу назвать следующие:
- отсутствие четких и понятных неИТ-пользователю рекомендаций в области ИБ
- отсутствие нормального описания системы защиты (а ведь многие просто боятся работать с ДБО именно по причине мнения о его незащищенности)
- отсутствие виртуальной клавиатуры
- привязка к cookies (у меня они отключены по умолчанию и когда я не мог сходу зайти ни в один из банков, никаких советов и предупреждений о том, что неплохо бы включить cookies не последовало)
- необходимость загрузки мегабайтной документации в формате PDF, чтобы получить описание тех или иных функций ИБ
- отсутствие обратной связи с банком — предлагается только телефон, а e-mail или IM практически никогда
- отсутствие системы регистрации событий в ДБО (как минимум входов в систему)
- хранение ключей ЭЦП на внешних носителях, что ограничивает применение системы в Интернет-кафе или на смартфонах/iPhone. Иногда работа с ЭЦП и ключами излишне наворочена для рядовых пользователей.
ЗЫ. В мае пройдет пресс-конференция по данному проекту.
Дизайн оценивали, а совместимость с различными ОС и браузерами — нет.
Я не оценивал. Ибо не ставилось такой задачи. Хотя пару банков просмотреть не смог… возможно по причине использование не IE.
Странный рейтинг. Мне лично сити самый удобный, и все там есть — а он на последнем месте почему то. Вот как он мог Сберу проиграть??? И наоборот, системы с абсолютно недружественным интерфейсом в 1ю десятку попали.
Ну критерии удобства у всех разные. Мне Сити не понравился тем, что у него интерфейс англоязычный. А это сильно ограничивает его аудиторию. Я по тем же причинам Райфу низкую оценку поставил, т.к. функционал там богатый, но мне с моим знанием языка не хватило понимания его возможностей. С базовыми вещами я разобрался, но вот работа с всякими фондами и т.п. вызывает огромное число вопросом, т.к. англоязычная финансовая терминология — это не то, что учат в техническом институте.
Ты что-то путаешь, интерфейс у него русский. И английский тоже есть.
Не, не путаю. Мне дали реквизиты доступа и сказали: пробуй. Я попробовал. Ссылки на русский интерфейс не нашел ;-( Поэтому оценка по критерию удобство и понятность были самые низкие из возможных. Поэтому итоговая оценка тоже невысока.
ЗЫ. На возможное замечание, что это моя вина, что я не нашел, то что было, замечу, что удобство и определяется тем, что искать ничего не надо 😉 Сайт MS вообще автоматом определяет из какой страны человек пришел и нужный язык показывает 😉
Да в принципе и ситевский банк также делает, я им уже несколько лет пользуюсь, с разных платформ/ОС. Ну да бог с ним с этим странным рейтингом 🙂