Вроде бы любой безопасник должен защищаться от DDoS-атак, которые могут вывести из строя сайт компании. Но… нужно ли это бизнесу? И вот тут пригодится идея с пятью уровнями зрелости, которую я описал в прошлой заметке про ИБ и HR. На самом низшем уровне зрелости безопасник обычно вообще не думает об оценке ущерба от той или иной атаки, следуя принципу д’Артаньяна «я дерусь, потому что я дерусь», то есть «я защищаю, потому что надо защищать (или потому что так сказал регулятор»). К бизнесу это не имеет никакого отношения.
На втором уровне безопасник начинает задумываться о том, зачем организации нужен сайт и понимает, что через него идут продажи компании. Поэтому, делает вывод безопасник, чтобы продажи не падали надо бороться с DDoS-атаками. Проявляются зачатки бизнес-сознания и это уже хорошо. Но этого мало, чтобы говорить о безопасности с точки зрения бизнеса.
Третий уровень уже больше похож на бизнес-ориентацию. Мы обращаемся к айтишникам (или к хостинг-провайдеру) и получаем от них данные по времени простоя сайта в результате DDoS-атак за прошедший год (или иной период времени). Затем мы просто перемножаем эти цифры на размер доходов от продаж через сайт и получаем… фанфары… размер ущерба от DDoS-атак. Но… Есть небольшое «но». Такой простой расчет исходит из предположения, что график продаж через сайт представляет из себя обычную прямую, параллельную оси абсцисс. Ни взлетов, ни падений. Каждую минуту происходит одинаковое число сделок и так в течение года. В таком идеальном мире действительно предложенная формула будет работать. Но мир неидеален…
Многие виды бизнеса являются сезонными. Турагентства продают большинство путевок перед майскими, летними и зимними каникулами. Интернет-магазины также имеют сезонные всплески — перед Рождеством, перед Новым годом, перед 14-м и 23-м февраля, а также 8-м марта. Кроме этого, глупо думать, что посетитель, столкнувшись с простоем сайта, навсегда про него забудет и откажется от покупки. Он может прийти через 15 минут и совершить покупку. Он может позвонить по телефону в отдел продаж или написать по электронной почте, а потом продолжить цикл покупки снова через сайт. Поведение пользователя и цикл продаж — это два важных параметра, которые вам потребуется узнать у вашего коммерческого подразделения прежде чем вы снова возьметесь за калькулятор.
Но можно (а временами и нужно) пойти дальше. Помимо учета множества показателей, связанных с циклом продаж, профилем пользователя, временными спадами и пиками, размер средней сделки, количеством транзакций и т.п., мы должны также оценить финансовые показатели приобретаемого средства защиты от DDoS. Понятно, что эта сумма не должна превышать размер ущерба, но это совсем уж поверхностное суждение. Борьба с DDoS может быть представлена в виде облачного или on-prem решения (то есть продаваться по модели OpEx или CapEx соответственно). Купить такое решение можно поставив его на баланс, а можно воспользоваться лизингом. Оплата может быть произведена как за год использования (типичная схема для большинства средств защиты), так и помесячно или в пиковые интервалы продаж/спроса со стороны клиентов, а также по схеме «on-demand», то есть во время самой атаки. При этом последний вариант тоже может быть реализован по-разному — оплата «за атаку» или оплата «за полосу». И вот собрав воедино все финансовые, маркетинговые и айтишные показатели, можно уже заниматься расчетом ущерба от DDoS-атак и его оценкой применительно к конкретной организации. И только в этом случае можно говорить о том, нужна ли конкретному бизнесу защита от DDoS-атак или можно принять данный риск.