Базель II все-таки становится обязательным для банков?!

Не так чтобы активно и публично, но в законодательство «О банках и банковской деятельности» вносятся свои коррективы. Одним из последних событий, стало появление на сайте Правительства России его поправок к законопроекту «О внесении изменений в
федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)». Они достаточно объемны, но к нашей тематике относятся следующие изменения:
  • Кредитная организация, банковская группа и банковский холдинг обязаны будут ежеквартально публиковать информацию о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками.
  • На Совет директоров кредитной организации возлагается обязанность по применению банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков, включая оценку активов.
  • Кредитная организация (головная кредитная организация банковской группы)
    обязана соблюдать установленные Банком России требования к системам
    управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитных
    организаций, в банковских группах (это новая статья 111-2).
  • Кредитная организация обязана создавать резервы на покрытие различных рисков.
  • Наконец-то фиксируется правило, что кредитная организация имеет право передавать банковскую тайну зарубеж, в свою головную контору, но «при условии обеспечения последними уровня защиты (соблюдения
    конфиденциальности) предоставляемой информации не меньшего, чем уровень
    защиты (соблюдения конфиденциальности) предоставляемой информации,
    предусмотренный законодательством Российской Федерации
    «.
  • Уточняются случаи передачи Банком России банковской тайны  иностранным центральным банкам или органам надзора.
  • Полномочия на установление требований к системе управления рисками и оценку ее качества возлагаются на Банк России. Он же «устанавливает требования к банковским методикам управления
    рисками и моделям количественной оценки рисков, в том числе к качеству
    используемых в этих моделях данных, применяемым кредитными
    организациями, в банковских группах для целей оценки активов, расчёта
    норматива достаточности собственных средств (капитала) и иных
    обязательных нормативов
    «.

Вот так тихой сапой у нас могут сделать обязательными требования Базельского комитета по управлению рисками и резервированию капиталом на их покрытие. От качества управления этими рисками (включая и операционные) будет зависеть сумма, резервируемая кредитной организацией, т.е. исключаемая из операционной деятельности (трогать ее ни-ни). Хорошо управляешь рисками — резерв ниже, плохо — резерв выше, а следовательно меньше возможностей для маневра.

К рискам, методику управления которых сделает обязательной Банк России, относится и операционный риск, который определяется как риск убытка в результате неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий сотрудников и систем или внешних событий. Сюда попадают и риски ИТ и ИБ.

У Банка России уже были документы по управлению этими рисками (346-П, 70-Т, 76-Т,  96-Т), но нельзя сказать, что банки активно занимались оценкой операционных рисков. Если же предполагаемый законопроект примут, то у ЦБ появится гораздо больше рычагов давления на подведомственные организации. При этом банки находятся пока в чуть лучшем положении, т.к. те же небанковские кредитные организации (как участники НПС) уже обязаны жить по правилам Банка России. Это вытекает из ст.62.1 закона «О Центральном Банке» и Указания от 25.06.2012 №2840-У «О требованиях к управлению операционным риском небанковскими кредитными организациями, имеющими право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций». Согласно последнему документу отсутствие или несовершенство системы защиты — это один из операционных рисков.

Нельзя сказать, что планируемые изменения касаются только ИБ. Но теперь внимание к управлению рисками ИБ будет чуть выше (если законопроект примут), а у служб ИБ появится чуть больше перспектив по донесению до руководства своей организации важности тематики ИБ — все-таки резервирование до 15% капитала на покрытие рисков — это большой удар по финансовым показателям кредитной организации. Да и возможности наказания у ЦБ по новому законопроекту расширяются.

Оцените статью
Бизнес без опасности
Есть что добавить? Добавьте!

Нажимая кнопку "Отправить", я даю свое согласие на обработку персональных данных (если вдруг они указаны в комментарии) в соответствие с политикой конфиденциальности. Также я соглашаюсь с тем, что в своем комментарии не раскрываю никаких сведений, составляющих государственную тайну, а также никакой иной информации, охраняемой законом (для этого используйте иные способы :-) ), если это не разрешено ее владельцем.

  1. Анонимный

    Очень интересно…
    Получается, что грамотное обоснование бюджета направления ИБ (количественная оценка) может прямо показывать отношение затрат к размеру резерва! Исключая злоупотребления хорошие методики могут просто хорошо продаваться!?

    Ответить