- ФЗ-152 «О персональных данных»
- ФЗ-161 «О национальной платежной системе»
- ФЗ-149 «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Следующий законопроект № 387351-6 «О внесении изменений в статью 272 Уголовного кодекса Российской Федерации» был внесен 18-го ноября и направлен на изменение статьи УК РФ, посвященной неправомерному доступу к защищаемой законом информации. Таким же небольшим по объему является ноябрьский законопроект №361795-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и статью 13 Федерального закона «О федеральной службе безопасности». Законопроект добавляет только одно слово «информационной» в перечисление видов безопасности, которыми может заниматься ФСБ в рамках ОРД. Иными словами, после принятия законопроекта ФСБ сможет заниматься ОРД и в контексте обеспечения информационной безопасности. Правда, данная поправка в нынешней редакции воспринимается по-разному. Кто-то считает, что поправка настолько расплывчатая, что ФСБ каждый раз придется доказывать необходимость ОРД для обеспечения ИБ и по сравнению с текущей ситуацией ничего не поменяется. Кто-то наоборот думает, что поправки в закон об оперативно-розыскной деятельности приведут к слишком широким полномочиям ФСБ, т.к. под обеспечение информационной безопасности страны можно подвести слишком много каких действий и активностей. Время и правоприменительная практика покажет…
Меня регулярно спрашивают, что там с законопроектом по увеличению штрафа за нарушение правил обработки персональных данных. Пока рано говорить — существует, как минимум, два законопроекта на эту тему. Один достаточно банальный — всего одна дополнительная часть в статью 13.11 и увеличение штрафа до семисот тысяч рублей. Второй законопроект гораздо более продуманный и нравится мне больше — он предполагает наказание за нанесение реального вреда субъекта ПДн, а не за мнимое нарушение правил обработки ПДн, которое может и не привести к вреду для субъекта. Во втором законопроекте несколько новых правонарушений и максимальная сумма штрафа достигает трехсот тысяч рублей. Основная проблема, которая и притормаживает внесение законопроектов в Госдуму, — нежелание 8-го Центра ФСБ смягчить положения 19-й статьи. Идея усиления ответственности была связана со снижением обремений и смягчением требований по защите персональных данных. Логика простая и соответствовала Евроконвенции — оператор сам определяет защитные меры, но в случае нанесения вреда субъекту его ждет немаленькое наказание. У нас же 8-й Центр настаивает на том, что меры по защите надо оставить (а проект приказа ФСБ по применению шифровальных средств только ухудшает ситуацию), а РКН хочет поднять штраф на пару порядков. Вот чтобы этого не произошло сейчас и идет позиционная борьба с переменным успехом.