- Положение Банка России от 24 августа 2016-го года №552-П «О требованиях к защите информации в платежной системе Банка России» (или как его еще называют требования по защите АРМ КБР). Нельзя сказать, что раньше защита АРМ КБР не осуществлялась, — ведь об угрозах для этой системы ЦБ предупреждал давно. Например, в письме ЦБ №51-Т «О форме договора об обмене электронными сообщениями при переводе денежных средств в рамках платежной системы Банка России, заключаемого между Банком России и клиентом Банка России» было целое приложение по защите информации. Но за 4 года ситуация немного поменялась, да и сила такого договора межжду банком и ЦБ не сравнима с Положением Банка России. За его нарушение наказывать легче 🙂 Кстати, требование хранить 3 года видео — это, на самом деле, не так уж и серьезно. Стоимость такого решения не слишком высока и измеряется несколькими тысячами долларов.
- А вот рекомендация Банка России перенести формирование кодов аутентификации и защитных кодов в АБС может иметь более серьезные последствия. Такое встраивание СКЗИ на мой взгляд потребует от разработчиков не только соответствующей лицензии ФСБ, но и, возможно, согласования ТЗ на данную работу, что в текущих условиях 8-го Центра может быть не очень простой задачей.
- В конце прошлого года ЦБ принял новый СТО 1.3, посвященный сбору доказательств в рамках процесса реагирования на инциденты. Это, пожалуй, один из первых документов в комплексе стандартизации по ИБ Банка России, который опускается на такой уровень детализации, влоть до указания конкретных программных продуктов, облегчающих сбор доказательств в оперативной памяти, на ПК или в сетевом трафике.
- В декабре также был согласован проект ГОСТа «Базовый состав организационных и технических мер защиты информации», который в скором времени станет обязательным для финансовых организаций и именно на наего будут ссылаться иные документы ЦБ. Правда, по этому стандарту у меня сейчас возникают вопросы. Планировалось, что все технические меры защиты уйдут из 382-П и других Положений Банка России и они просто будут ссылаться на новый ГОСТ. Но новый стандарт содержит далеко не все (от слова «совсем») технические требования из 382-П. Поэтому я пока не могу для себя понять, что же появится в итоге. То ли положения ЦБ оставят за собой набор защитных мероприятий, то ли помимо упомянутого проекта ГОСТа будут и другие национальные стандарты.
- Поскольку в России ЦБ запустил аналог SWIFT — систему передачи финансовых сообщений, то логично было бы узнать, какие защитные меры приняты для СПФС. ЦБ считает, что риски для СПФС и для платежной системы Банка России идентичны и поэтому для обеспечения их безопасности применяется схожая идеология. Защитные меры перечислены в договоре об оказании услуг по передаче финансовых сообщений, утвержденном письмом ЦБ от 10 декабря 2015 г. № 017-45-4/10550. Думаю, что через какое-то время можно ожидать и отдельного положения Банка России под эту тему (по аналогии с 552-П).
- А еще ЦБ подготовил проект своего нового Указания “О требованиях к операторам услуг платежной инфраструктуры, привлекаемым Банком России, о порядке привлечения Банком России операторов услуг платежной инфраструктуры и ведения перечня операторов услуг платежной инфраструктуры, привлеченных Банком России”. В главе 4, целиком посвященной защите информации, всего 3 пункта, но они важны. Согласно им ОУПИ, являющийся резидентом РФ, должен иметь оценку соответствия 382-П на уровне «хорошая» (4-й уровень), а ОУПИ — не резидент РФ должен соответствовать уровню Level 1 стандарта PCI DSS или быть сертифицированным на соответствие ISO 27001.
- провести анализ возможности и целесообразности использования финансовыми организациями аутсорсинга отдельных элементов деятельности и подготовить соответствующих предложений — 2-е полугодие 2017-го года
- подготовить предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части наделения Банка России полномочиями по регулированию и контролю обеспечения информационной безопасности в финансовых организациях — 2-е полугодие 2017-го года
- участвовать в разработке проекта федерального закона, направленного на формирование правовой основы противодействия мошенничеству на финансовом рынке — 2-е полугодие 2017-го года
- разработать проекты национальных стандартов информационной безопасности — 2-е полугодие 2017-го года
- провести консультации с ФСТЭК России о создании системы сертификации и аттестации для цели контроля исполнения финансовыми организациями требований национальных стандартов информационной безопасности и технических требований к защите информации, установленных в правилах платежной системы Банка России для участников платежной системы — 2-е полугодие 2017-го года
- подготовить необходимые материалы и проекты документов для создания системы сертификации и аттестации для контроля исполнения финансовыми организациями требований национальных стандартов информационной безопасности и технических требований к защите информации, установленных в правилах платежной системы Банка России для участников платежной системы — 2-е полугодие 2017-го года
- провести консультации с представителями финансовых организаций для определения состава и содержания дополнительных организационных и технических механизмов защиты автоматизированного рабочего места «Клиент Банка России», применяемого для взаимодействия финансовых организаций – участников платежной системы с платежной системой Банка России — 2-е полугодие 2017-го года
- разработать регламенты взаимодействия по вопросам противодействия киберпреступности между Банком России
и не являющимися поднадзорными и под- контрольными Банку России организациями и заинтересованными в повышении уровня информационной безопасности финансовой системы и национальной платежной системы Российской Федерации — 2-е полугодие 2017-го года - разработать функционально-технические требования на автоматизированную систему противодействия мошенническим платежам в платежной системе Банка России — 2-е полугодие 2017-го года
- подготовить предложения по созданию и совершенствованию направлений подготовки специалистов внутреннего аудита, стратегического планирования, управления активами и финансового консультирования, обеспечения кибербезопасности и корпоративного управления — 4 квартал 2018 года. Я про это уже писал в июне прошлого года.
- разработать Указание Банка России
«О внесении изменений в Положение Банка России от 9 июня 2012 года No 382-П «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств» — 2 квартал 2017-го года - разработать Положение Банка России о правилах обеспечения безопасности и требованиях к защите информации в платеж- ной системе Банка России (для участников платежной системы Банка России). И это не 552-П — этот документ нужен для перспективной платежной системы ЦБ.
Вот такая картина вырисовывается. Этот год будет насыщенным, да и последующие тоже не дадут почивать на лаврах и спокойно заниматься борьбой с киберпреступниками. Регулятор не дремлет и будет радовать (а кого-то и огорчать) своими нормативными документами.
ЗЫ. У кого данный план регулятора вызывает вопросы, рекомендую посетить Магнитогорский форум — в этом году там будет высажен целый десант от Банка России — около 30 человек, причем самого высокого уровня. Кто, как не они, знают, что скрывается за краткими формулировками дорожной карты?..
ЗЗЫ. Хочу заметить, что утвержденные планы подготовки в России принято соблюдать, так как в противном случае чиновников не поглалят по головке. Поэтому все, что написано выше будет сделано в указанные сроки, но… хочу обратить внимание, что обычно в планах наших ведомств указывают не срок окончания работ по задаче, а срок ее начала. Например, написано, что во втором полугодии будут ГОСТы. Это не значит, что их до июля примут. Это значит, что их до июля разработают и прелставят общественности или утвердят. Потом начнется процедура согласований (если надо), общественных обсуждений, регистрации в Минюсте или в Ростехрегулировании. Поэтому не стоит питать иллюзий относительно скорого выхода указанных выше документов; обычно к этим срокам надо добавлять от 3 до 12 месяцев (а для законопроектов и того больше).
Ехать на магнитогорский форум это пустая трата денег и времени. Слова с форума к документам ЦБ не подошьёшь, лучше получить письменный ответ от ЦБ с подписями.
А вот по поводу качества документов ЦБ, согласен с вашим предыдущим постом. Качество ужасное. Самое отвратительное, что из ЦБ-шных формулировок невозможно понять, что же они имели ввиду. Возьмем к примеру п. 5.1 из 552-П:
"5.1. В целях обеспечения идентификации, аутентификации и авторизации клиента в системе Интернет-банкинга, а также определения перечня устройств, с использованием которых может осуществляться доступ к системе Интернет-банкинга при переводе денежных средств посредством передачи ЭС в ПС БР, функции формирования, обработки, контроля и передачи ЭС должны осуществляться с использованием АРМ обмена ЭС с ПС БР или с использованием специальной компоненты автоматизированной банковской системы (далее – АБС) участников."
Объясните мне, что это значит. Как указанные цели соотносятся с функциями АРМ КБР? Нам что в результате предлагают? Распространять АРМ КБР среди клиентов банка в качестве софта для интернет-банкинга, такая попытка продвинуть АРМ КБР на рынок систем интернет-банка, то-то клиенты будут счастливы работать с этим уродцем АРМ КБР. А если это не так, то в чем смысл пункта 5.1, банки и сейчас используют специализированные системы интернет-банка, вполне себе компонент АБС.
1. По поводу поездки не соглашусь. Очень многие моменты разъясняются устно, а потом уже можно, если нужно, получить и письменное разъяснение.
2. По вопросу 5.1 Валерий отписался — https://estekhin.blogspot.ru/2017/01/blog-post.html
Когда в банк приходит проверка, какие-либо устные разъяснения и посты в блогах не рассматриваются и во внимание не принимаются. Замечания попадают в Акт проверки и идут в Департамент Банковского Надзора, который и принимает решение.
Валерий является должностным лицом Банка России? Где основания полагать, что его мнение совпадает с мнением ГУБЗИ и ДБН?
И потом, то что он написал касается последней части п. 5.1, про функции. Так об этом Сычев рассказывал ещё полгода назад и в ноябре в НПС было совещание с ЦБ на эту тему (все кто в теме уже знают). Объясните, как соотносятся цели и функции, при том, что АРМ КБР не имеет функций, предназначенных для заявленных целей?
З.Ы. Кстати, в проекте 552-П, которое было выложено для обсуждения, фразы про цели не было, кто-то их добавил позже. Кто и зачем?
FYI формулировка п.5.1 из проекта положения от июля 2016: "5.1. Формирование, обработка, контроль ЭС должны осуществляться с использованием АРМ обмена ЭС с ПС БР или с использованием специальной компоненты автоматизированной банковской системы (далее – АБС) Участника. Передача (прием) ЭС должны проводиться с использованием АРМ обмена ЭС с ПС БР."
текст проекта портале regulation.gov.ru
"Положения о требованиях к защите информации в платежной системе Банка России"
http://regulation.gov.ru/Files/GetFile?fileid=1d7a7d0d-a260-462e-a3f5-3ffcdb711cac
стадия обсуждения: независимая антикоррупционная экспертиза с 21 июля 2016 г. до 28 июля 2016 г.
Вот поэтому я и написал, что иногда в кулуарах Магнитогорского форума можно получить разъяснения того, что непонятно
Алексей, есть ли прикидка до какого срока нужно подтянуть оценку до 0.85?
И что будет если этого не сделать?
По пункту 5.1 Положения Банка России от 24.08.2016 № 552-П мною были заданы следующие вопросы:
-какая связь между идентификацией, аутентификацией и авторизацией клиента в системе интернет-банкинга и банковским Платёжным сегментом Банка России?;
— в чём необходимость определения перечня устройств, с использованием которых может осуществляться доступ к системе интернет-банкинга, в данном контексте?;
— что в данном контексте подразумевается под связью интернет-банкинга и ПС БР?
Получен ответ от представителя Банке России:
"С точки зрения Банка России АРМ КБР является частью системы интернет-банкинга (по отношению к БР). Таким образом, регулирующее воздействие данного пункта направлена на однозначную идентификацию конкретного экземпляра АРМ КБР".
По поводу Уральского форума:
Уральский форум даёт возможность человеку с вопросами встретиться с человеком со знаниями (например, регулятором).При этом человек с вопросами приезжает с Форума со знаниями, а человек со знаниями (регулятор) приезжает с вопросами 😉