ФСТЭК вновь радует своим очередным документом

Законодательство
На прошлой неделе ФСТЭК выпустила документ, о котором давно было известно (тут опубликовано информационное сообщение по данному проекту). Это проект методического документа «Меры защиты информации в государственных информационных системах», который содержит состав, содержание, правила выбора и реализации организационных и технических мер защиты информации, принимаемых в государственных информационных системах в соответствии с Требованиями о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденными приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. No 17.  Иными словами, 17-й приказ говорит «ЧТО делать», а предлагаемый проект «КАК делать». Этот же документ может быть использован и операторами персональных данных (по их желанию).

Пока сложно детально оценить документ — все-таки 165 страниц подробных объяснений. Но первые впечатления у меня сложились. Документ напоминает NIST SP 800-53 по своей идеологии. Есть базовые меры, есть меры, их усиливающие в зависимости от ряда параметров. Вот как выглядит пример блока в проекте документа ФСТЭК:

А вот как в SP800-53:

Это означает, что существует возможность адекватного выбора защитных мер, которой так не хватало раньше в документах ФСТЭК (и до сих пор не хватает в документах 8-го Центра). Правда, есть и один нюанс, на который обращали внимание критики 21-го и 17-го приказов — их сложность. В рассматриваемом проекте документа ФСТЭК эта сложность возрастает — сложно ожидать от обычного муниципального учреждения или госоргана, что они прочтут все 160 страниц текста, осознают их и смогут реализовать на практике. Но тут вынужден отметить, что решить эту задачу иначе на данном этапе сложно.

Безусловно, можно пойти по пути австралийцев или SANS и выпустить свои Топ35 или Топ20 защитных мер, которые закроют свыше 80-85% всех проблем с ИБ. Но с этими Топами есть свои особенности. Чтобы сваять такой Топ, нужно начинать именно с обширных документов, аналогичных NIST SP800, СТО БР ИББС или 17/21-го приказов ФСТЭК. Потом несколько лет следить и контролировать их внедрение. Потом оценить то, что получилось. Потом выбрать самое важное и сформировать Топ защитных мер, которые нейтрализуют основные угрозы. Возможно ФСТЭК придет и к этому, но не сейчас.

Сейчас у нас есть неплохой проект, с которым нам жить долгие годы (пока на жизненный цикл нормативного документа в 2 года, как у PCI DSS, мы еще не перешли). И его содержание может стать основой и для других документов ФСТЭК, которые будут появляться из под «ее пера». Не исключаю, что и документы по информационной безопасности КВО будут строиться по той же концепции. Поэтому сейчас есть возможность внести в ФСТЭК свои обоснованные предложения и замечания. Их ждут до конца декабря (адрес указан в информационном сообщении). Учитывая опыт разработки и 17-го, и 21-го приказов (а также ряда других документов), могу заметить, что ФСТЭК прислушивается ко многим здравым идеям и не выбрасывает их, не читая или признавая сразу нецелесообразными, как 8-й Центр. Так что сейчас действительно есть шанс сделать этот документ еще лучше. Не упускайте его. 

Оцените статью
Бизнес без опасности
Есть что добавить? Добавьте!

Нажимая кнопку "Отправить", я даю свое согласие на обработку персональных данных (если вдруг они указаны в комментарии) в соответствие с политикой конфиденциальности. Также я соглашаюсь с тем, что в своем комментарии не раскрываю никаких сведений, составляющих государственную тайну, а также никакой иной информации, охраняемой законом (для этого используйте иные способы :-) ), если это не разрешено ее владельцем. Ваш комментарий может появиться не сразу, а после модерации (так бывает не всегда, но бывает).

  1. Andrey Prozorov

    Опять ты с NIST 800-53 сравниваешь, зря.
    Я вот даже еще раз его перечитал http://80na20.blogspot.ru/2013/12/vs-nist-800-53.html

    Ответить
  2. Алексей Лукацкий

    Я тебе развернуто отвечу

    Ответить
  3. Unknown

    Друзья, хотелось бы от вас увидеть посты про то, как реализовывать те или иные меры. Я вот до сих пор ума не приложу как можно УПД.1 реализовать для сервиса(сайта) в ЦОДе Хостера, при условии, что пользователи представлены полями в БД на этой же виртуалке. O_o

    Ответить
  4. Алексей Лукацкий

    Не можете реализовать — не реализовывайте. Приказ ФСТЭК вам позволяет либо исключить меру, если таковы особенности ИСПДн и технологии обработки, либо заменить ее мерой компенсирующей

    Ответить
  5. Unknown

    "Не можете реализовать — не реализовывайте." Совершенно верно подмечено. Данный приказ оставляет на откуп оператору ПДн меры защиты.

    Ответить
  6. Сергей Борисов

    Алексей, где же этот долгожданный развернутый ответ про NIST 800-53?

    Ответить