О вчерашнем поручении Президента по очередному витку зарегулирования Интернет

Вчера на сайте Президента появился список поручений по итогам нашумевшего форума «Интернет-экономика», на котором в конце декабря присутствовал Президент России и на котором не только прозвучало несколько достаточно одиозных предложений якобы от отрасли, но и был избран советник Президента по вопросам Интернет (и это при живом Интернет-омбудсмене).

Итак, 4 озвученных Касперской, а также рядом других представителей Интернет-отрасли, инициативы вылились в список поручений, которые имеют своих ответственных и свои сроки исполнения. По нашей части там написано следующее:

  1. Приоритет при закупках (слово госзакупки уже не упоминается) должно отдаваться уже не только ПО, но и оборудованию, которое раньше в нормативных актах не фигурировало. К 1-му июня вопрос должен быть решен.
  2. К 1-му апреля должны быть подготовлены предложения по созданию центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-телекоммуникационных технологий. Создан он должен на базе ИРИ, Экспертного центра электронного государства и некоей Ассоциации разработчиков программного обеспечения. В последнем случае речь, похоже, идет об Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) ибо такой организации как АРПО я не нашел. Достаточно интересный косяк (или специально сделанная ошибка) в документе такого уровня, который готовился людьми, знакомыми с игроками в этой сфере. Интересно, что в подготовке предложений должна участвовать и ФСТЭК, что редкость для поручений Президента, который обычно многие такие вопросы отдает на откуп ФСБ. А вот последней в данном пункте почему-то нет.
  3. Идиотское предложение о запрете обучения иностранным технологиям и продуктам трансформировалось в сертификацию обучающих материалов, что по сути является тем же (заниматься экспертизой будут же запрещатели), но в красивой обертке. К 1-му июню должны быть разработаны соответствующие предложения.
  4. В эту же категорию можно отнести и поручение к 1-му сентября включить в образовательные программы высшего образования, включая и сферу ИБ, курсы и дисциплины, предусматривающие изучение отечественных разработок в области ИТ и ИБ. Интересная идея, но у меня возникают вопросы к тем, кто это предложил. Знают ли они, что отечественные средства защиты и так активно используются в процессе обучения? И знают ли они, сколько времени занимает подготовка и, что самое главное, включение в ФГОС соответствующих дисциплин? Или подразумевается, что за оставшиеся полгода ВУЗы в уже утвержденные программы обучения втиснут десятки часов изучения чего-то еще? Каким образом?
  5. Мониторинг информационных угроз ляжет на ФСБ, Роскомнадзор, Минюст, Генпрокуратуру, Минкомсвязь и… агентство по делам национальностей. Мне кажется, что незаслуженно забыто Министерство по делам Северного Кавказа и Министерство по делам Крыма. Ну и Фонд защиты прав соотечественников за рубежом тоже можно было бы привлечь, а то они там страдают от нападок в Интернете.
  6. «Замечательная» идея по регулированию, вдобавок к персональным, еще и личных данных, трансформировалась в регулирование просто данных. Видимо, есть на Старой площади грамотные люди, которые понимают, что личных данных не бывает в природе. Но вот сил на исключение этого пункта вообще у них не нашлось. Вот что означает «предложения по регулированию обработки данных граждан РФ в сети интернет»? Примут наконец-то законопроект по штрафам? Гармонизируют ФЗ-152 с новой евродирективой? Примут новый ФЗ-242? Но наличие в списке исполнителей ФСБ  наводит на грустные мысли.
  7. По линии Банка России предлагается унифицировать сведения, предоставляемые при банковском обслуживании, включая и Интернет-банкинг. Не знаю, что имелось ввиду; на встрече с Президентом эта тема не звучала.
  8. 12-й пункт ооооочень интересен, но про него я напишу сегодня позже, посвятив ему отдельную заметку. 
Вот такое «интересное» поручение. Видимо, не зря у меня в прогнозах одной из тенденций числится очередной виток регулирования Интернет. 2016-й високосный год может стать в этом плане очень непростым. 

Оцените статью
Бизнес без опасности
Есть что добавить? Добавьте!

Нажимая кнопку "Отправить", я даю свое согласие на обработку персональных данных (если вдруг они указаны в комментарии) в соответствие с политикой конфиденциальности. Также я соглашаюсь с тем, что в своем комментарии не раскрываю никаких сведений, составляющих государственную тайну, а также никакой иной информации, охраняемой законом (для этого используйте иные способы :-) ), если это не разрешено ее владельцем.

  1. malotavr

    > и это при живом Интернет-омбудсмене

    Слушай, может ты знаешь: а Президент хоть в курсе существования какого-то "интернет-омбудсмена"? "Уполномоченные по делам" назначаются указами Президента, как Клименко, Астахов или Титов. Указов о назначении Мариничева не знает не только Гуглл, но и сам Мариничев.

    У меня такое ощущение, что чувака жестко развели, а он этого так и не понял.

    Ответить
  2. Алексей Лукацкий

    В ФБ ответили: "Мариничев будет подчиняться непосредственно бизнес-омбудсмену Борису Титову."

    «Мы консолидируем информацию, предоставляем ему, и некие наши желания, как пожелания отрасли, мы ретранслируем ему, а он ретранслирует их непосредственно президенту».

    Ответить
  3. malotavr

    О, спасибо, все встало на свои места. Не люблю когда чего-то не понимаю 🙂

    Ответить