Распространяется оно на операторов по переводу денежных средств (например, банки), банковских платежных агентов (субагентов), операторов платежных систем и операторов услуг платежной инфраструктуры. Однако за соблюдением банковскими агентами (субагентами) требований 382-П следит не Банк России, а оператор по переводу денежных средств (что-то похожее, как я понимаю, сделано и в PCI DSS, где Visa/MasterCard следит только за банками, а банки уже следят за ритейлом, подключающимся к банку).Защитаться можно как самостоятельно, так и с привлечением внешних фирм, но только имеющих лицензию на ТЗКИ.
Положение, согласованное с ФСБ и ФСТЭК (под ним стоят подписи Бортникова и Селина), распространяется на защиту большого перечня видов информации:
- информации об остатках денежных средств на банковских счетах;
- информации об остатках электронных денежных средств;
- информации о совершенных переводах денежных средств, в том числе информации, содержащейся в извещениях (подтверждениях), касающихся приема к исполнению распоряжений участников платежной системы, а также в извещениях (подтверждениях), касающихся исполнения распоряжений участников платежной системы; требование об отнесении информации о совершенных переводах денежных средств к защищаемой информации, хранящейся в операционных центрах платежных систем с использованием платежных карт или находящихся за пределами Российской Федерации, устанавливается оператором платежной системы;
- информации, содержащейся в оформленных в рамках применяемой формы безналичных расчетов распоряжениях клиентов операторов по переводу денежных средств (далее — клиентов), распоряжениях участников платежной системы, распоряжениях платежного клирингового центра;
- информации о платежных клиринговых позициях;
информации, необходимой для удостоверения клиентами права распоряжения денежными средствами, в том числе данных держателей платежных карт; - ключевой информации средств криптографической защиты информации (далее — СКЗИ), используемых при осуществлении переводов денежных средств (далее — криптографические ключи);
- информации о конфигурации, определяющей параметры работы автоматизированных систем, программного обеспечения, средств вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования, эксплуатация которых обеспечивается оператором по переводу денежных средств, оператором услуг платежной инфраструктуры, банковским платежным агентом (субагентом), и используемых для осуществления переводов денежных средств (далее — объекты информационной инфраструктуры), а также информации о конфигурации, определяющей параметры работы технических средств по защите информации;
- информации ограниченного доступа, в том числе персональных данных и иной информации, подлежащей обязательной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, обрабатываемой при осуществлении переводов денежных средств.
Интересен последний пункт. Если следовать буквальному прочтению, то получается, что защита ПДн в рамках переводов денежных средств, подпадает под действие указанного положения 382-П, а не прямых документов ФСТЭК и ФСБ. А это в свою очередь влечет очень интересные следствия, т.к. подходы к защите ЦБ и ФСТЭК/ФСБ «немного» отличаются.
Требования по защите при осуществлении переводов денежных средств включают в себя множество знакомых пользователям СТО БР ИББС пунктов:
- требования к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств, применяемые для защиты информации при назначении и распределении функциональных прав и обязанностей лиц, связанных с осуществлением переводов денежных средств;
- требования к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств, применяемые для защиты информации на стадиях создания, эксплуатации (использования по назначению, технического обслуживания и ремонта), модернизации, снятия с эксплуатации объектов информационной инфраструктуры;
- требования к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств, применяемые для защиты информации при осуществлении доступа к объектам информационной инфраструктуры, включая
- требования к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств, применяемые для защиты информации от несанкционированного доступа;
- требования к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств, применяемые для защиты информации от воздействия программных кодов, приводящих к нарушению штатного функционирования средства вычислительной техники;
- требования к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств, применяемые для защиты информации при использовании информационно-телекоммуникационной сети Интернет при осуществлении переводов денежных средств;
- требования к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств, применяемые для защиты информации при использовании СКЗИ;
- требования к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств с использованием взаимоувязанной совокупности организационных мер защиты информации и технических средств защиты информации, применяемых для контроля выполнения технологии обработки защищаемой информации при осуществлении переводов денежных средств;
- требования к организации и функционированию подразделения (работников), ответственного (ответственных) за организацию и контроль обеспечения защиты информации (далее — служба информационной безопасности);
- требования к повышению осведомленности работников оператора по переводу денежных средств, банковского платежного агента (субагента), являющегося юридическим лицом, оператора услуг платежной инфраструктуры и клиентов в области обеспечения защиты информации;
- требования к выявлению инцидентов, связанных с нарушениями требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств, и реагированию на них;
- требования к определению и реализации порядка обеспечения защиты информации при осуществлении переводов денежных средств;
- требования к оценке выполнения оператором платежной системы, оператором по переводу денежных средств, оператором услуг платежной инфраструктуры требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств;
- требования к доведению оператором по переводу денежных средств, оператором услуг платежной инфраструктуры до оператора платежной системы информации об обеспечении в платежной системе защиты информации при осуществлении переводов денежных средств;
- требования к совершенствованию оператором платежной системы, оператором по переводу денежных средств, оператором услуг платежной инфраструктуры защиты информации при осуществлении переводов денежных средств.
Требований немало. Для тех, кто так и не решился на внедрение СТО БР ИББС, многое будет в новинку. Ну а для тех, кто уже внедрил или нахолится в процессе внедрения Стандарта ЦБ, действительно революционных вещей не будет. За исключением, пожалуй, вопросов отчетности, предусмотренных в Указании Банка России 2831-У, которое мы рассмотрим завтра. Ну и, конечно, немало придется потратиться на документирование всех аспектов защиты НПС. Этому вопросу исторически уделяется немало внимания.
Из наиболее интересных моментов, указанных в 382-П, хочу отметить следующее:
- С точки зрения защиты от НСД повторяется история СТО — могут быть как сертифицированные, так и несертифицированные СЗИ.
- Операторы по переводу денежных средств обязаны регулярно информировать клиентов о новых угрозах и рекомендациях по борьбе с ними. К сожалению, не удалось пробить конкретные показатели регулярности, но и это уже немало.
- Оператор платежной системы самостоятельно определяет необходимость использования СКЗИ, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если СКЗИ нужны, то работы по обеспечению защиты информации с помощью СКЗИ проводятся в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи» , Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005), и технической документацией на СКЗИ.
- Самое интересное. «В случае если оператор по переводу денежных средств, банковский платежный агент (субагент), оператор услуг платежной инфраструктуры применяют СКЗИ российского производителя, указанные СКЗИ должны иметь сертификаты уполномоченного государственного органа«. А если нероссийского производства? ПКЗ-2005 на такие СКЗИ не распространяется. Ввозятся такие СКЗИ под разрешение ФСБ (если длина ключей для симметричных СКЗИ свыше 56 бит) и разрешение на ввоз формально означает и разрешение на эксплуатацию. Есть СКЗИ только предназначенные для защиты финансовых транзакций (например, маршрутизатор для банкоматов Cisco 800-PCI) и для них выпускается нотификация, разрешающая свободный ввоз на территорию РФ. Иными словами получается, что в НПС могут применяться любые СКЗИ?!… Надо этот пункт серьезно обдумать, т.к. возможны нюансы. Например, в Приложении 2, в котором приведен перечень требований, проверяемых в рамках оценки соответствия, говорится, что проверяется просто наличие СКЗИ, имеющих сертификат или разрешение ФСБ (без учетах происхождения СКЗИ). Т.е. ждем первых проверок.
- В топ-менеджменте операторов по переводу денежных средств или операторов услуг платежной инфраструктуры назначаются кураторы по ИБ, которые не должны совпадать с кураторами по ИТ.
- На оператора платежной системы возлагается большая работа по реагированию на инциденты, разработке методик анализа и реагирования, информирование операторов по переводу и операторов инфраструктуры о выявленных инцидентах и т.д.
- Оценка соответствия требованиям по ИБ проводится самостоятельно или с приглашением внешних организаций в соответствие с методикой, приведенной в приложении к 382-П (похожа на методику в СТО БР ИББС). При этом требования наличия лицензии на ТЗКИ у такой организации в 382-П нет.
- Операторы по переводу денежных средств и операторы услуг платежной инфраструктуры обязаны информировать оператора платежной системы о том, как они осуществляют защиту информации. В информирование включается информация
- о степени выполнения требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств;
- о реализации порядка обеспечения защиты информации при осуществлении переводов денежных средств;
- о выявленных инцидентах, связанных с нарушениями требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств;
- о результатах проведенных оценок соответствия;
- о выявленных угрозах и уязвимостях в обеспечении защиты информации.
Контроль за выполнением 382-П осуществляется Банком России. При этом Банк России проводит проверки:
- операторов платежных систем, являющихся кредитными организациями,
- операторов услуг платежной инфраструктуры, являющихся кредитными организациями,
- операторов по переводу денежных средств, являющихся кредитными организациями,
а также инспекционные проверки
- операторов платежных систем, не являющихся кредитными организациями,
- операторов услуг платежной инфраструктуры, не являющихся кредитными организациями.
В рамках проверок Банк России запрашивает и получает у операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов по переводу денежных средств документы и информацию, в том числе содержащую персональные данные, о деятельности, связанной с выполнением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств; требует разъяснения по полученной информации. Информацию и документы о соблюдении правил защиты информации платежными агентами (субагентами) Банк России запрашивает у операторов по переводу денежных средств.
Вот такой документ; один из нескольких разработанных в рамках законодательства об НПС и определяющих требования по защите информации.
А можно ссылку на само положение?
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=131473