Кто читал 382-П, тот знает, что это непростой документ с точки зрения его структуры и построения. Большое число требований по защите информации при осуществлении переводов денежных средств, ориентация на широкий круг участников Национальной платежной системы… Это приводит к тому, что почти каждый абзац 382-П начинается со слов «оператор по переводу денежных средств, оператор услуг платежной инфраструктуры, банковский платежных агент (субагент) должен…«. И так порядка двух страниц текста, у которого еще и отсутствует нормальная нумерация. И вдруг «оператор по переводу денежных средств, оператор услуг платежной инфраструктуры должен…«. Заметили разницу? Сходу, наверное, нет. После двух страниц повтора глаз замыливается и вы уже не обращаете внимание на то, что из абзаца исчез «банковский платежных агент (субагент)». И так все несколько десятков страниц подробных технических требований по тому, как защищать платежную систему.
Если сравнить 382-П с ПП-584, который также посвящен вопросам защиты информации в платежных системах, то мы сразу увидим разницу. ПП-584 содержит всего 10 требований по защите, детализация которых остается за кадром. И несмотря на то, что 382-П касается защиты информации преимущественно при традиционных банковских взаимоотношениях, текст этого нормативного акта достаточно большой. А ведь если вспомнить, что ЦБ в прошлом году озвучил планы по унификации всех требований по защите в рамках 382-П, то в нем, как минимум, не хватает требований по защите платежных карт (где ты «русский PCI DSS»), полноценных требований по защите банкоматов, требований по антифроду и раскрытия многих других вопросов ИБ кредитных организаций и других участников НПС. Если все это добавить в текст 382-П читать и воспринимать его станет вообще невозможно.
Отсюда и возникает идея, которую в долгосрочной перспективе и хочет реализовать ЦБ, — убрать из 382-П все глубоко технические моменты по защите информации, оставив в нем только концептуальные вещи. А куда же тогда убрать «технику»? Правильно, для этого и предназначен ГОСТ, о котором я писал в предыдущей заметке. В итоге получается очень даже логичная конструкция:
- ФЗ-161 определяет необходимость защиты информации при осуществлении переводов денежных средств в рамках НПС.
- Положения Банка России определяют основные организационно-правовые и технологические моменты в защите информации.
- Детальная техническая проработка отдается на откуп национальным стандартам, имеющим обязательный статус применения.
Вообще, я с этой идеей ношусь уже достаточно давно. Я в первый раз ее озвучивал еще в 2008-м году на InfoSecurity Russia, но к ней мало кто прислушался. Только сейчас, по сути, регуляторы приходят к такой модели. Та же ФСТЭК реализует схожий подход — «ФЗ-149 -> приказ №17 -> методические рекомендации».