Теперь пройдусь по ключевым тезисам, которые я хотел бы выделить в отношении данного приказа. Они остались неизменными по сравнению с озвученными на февральской конференции ФСТЭК:
- Приказ №31 продолжает курс ФСТЭК по унификации требований по защите информации и информационных систем (а теперь еще и АСУ ТП). На мой взгляд это хорошо.
- Приказ №31 — это задел на будущее. Сегодня не так много технических решений, способных закрыть даже половину требований приказа. Я про этого уже говорил. Но и опасаться этого не стоит — свобода выбора защитных мер позволяет пока не принимать в расчет то, что невозможно выполнить. Правда, свобода выбора тоже для кого-то является злом, но тут уж ничего не поделаешь.
- Приказ говорит об автоматизированных, а не информационных системах. Видимо мы еще долго будем жить на два мира — мира ИС и АС. Введенная в 2006-м году, в трехглавом законе определение информационной системы заставило всех регуляторов пересмотреть свою нормативную базу, но в тех же ГОСТах остались системы автоматизированные. Более того, ФСТЭК вынуждена развивать ГОСТы по АС в защищенном исполнении, параллельно развивая свои НПА по информационным системам. Я бы на месте ФСТЭК в каком-нибудь ГОСТе уравнял эти понятия или выступил бы с инициативой по внесению изменений в 149-ФЗ и включению туда понятия АС наряду с ИС.
- Приказ вводит 3-хуровневую классификацию АСУ ТП. Это одно из отличий от 4-хуровневой классификации ГИС в 17-м приказе и уровней защищенности ИСПДн в ПП-1119/приказе №21. Связано это с принятой на критически важных объектах трехуровневой классификацией уровней опасности, уровней антитеррористической защищенности и т.п.
- Обязательная сертификация средств защиты информации не требуется — вместо нее явно говорится об оценке соответствия в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании». Это хорошо, т.к. сегодня в РФ существует либо специализированное ПО, сертифицированное по требованиям ИБ (например, ПО управления электровозами), либо промышленное оборудование, сертифицированное как МСЭ (таких изделий я навскидку в реестре ФСТЭК нашел всего 3 — Cisco Smart Grid Router, Cisco Smart Grid Switch, Cisco IE 3000). Других решений просто нет и при наличии требования обязательной сертификации выполнить его было бы физически невозможно. Да и испытательные лаборатории пока не готовы подступиться к этому вопросу — обычные ФСТЭКовские требования тут не работают. Кстати, тут стоило бы обратиться к проекту документа ФСТЭК по жизненному циклу ИТ. В нем очень неплохо было показано, что есть требования функциональные (они проверяются в рамках сертификации по обычным РД), есть требования к доверию (плохо прижившиеся у нас ОУДы в «Общих критериях») и есть требования к среде, в которой будет функционировать изделие ИТ. Вот последнего у нас пока нет, а в АСУ ТП без этого уже не обойтись.
- В отличие от 6 этапов построения системы защиты для ГИС, для АСУ ТП таких этапов 5 — исключена аттестация, которая является сугубо добровольной. Ее можно заменить на приемку самой АСУ ТП, в том числе и с точки зрения ИБ. Тоже решение закономерное — приемка АСУ ТП и так процесс непростой и проходит жесткое «модерирование» (цена ошибки слишком высока). Дублировать этот процесс еще и с точки зрения ИБ нецелесообразно; особенно при убогих и совершенно неадекватных реалиям требованиях по аттестации (тут и тут).
- Смена парадигмы, согласно которой конфиденциальность в АСУ ТП обеспечивается только если нужно заказчику, а на первое место выходит доступность АСУ ТП и ее целостность. При этом красной нитью по тексту приказа проходит мысль, что меры защиты информации должны быть согласованы с мерами по промышленной, физической, пожарной, экологической, радиационной безопасности, иными мерами по обеспечению безопасности АСУ ТП и управляемого (контролируемого) объекта и (или) процесса и не должны оказывать отрицательного (мешающего) влияния на штатный режим функционирования АСУ ТП.
- Возможно как обоснованное исключение защитных мер, так и применение мер компенсирующих.
Но финальный текст поменялся по сравнению с проектом. Было внесено немало изменений. Беглый анализ позволяет выделить следующие отличия принятой версии от предварительной:
- Изменен п.2 — предназначение требований. Если в проекте речь шла о снижении рисков незаконного вмешательства, то в итоговом варианте — об обеспечении функционирования АСУ ТП в штатном режиме (риски тоже остались, но на втором месте).
- Убран п.6 о том, что ФОИВы в своей сфере регулирования и корпорации имеют право разрабатывать свои собственные отраслевые и корпоративные стандарты. Не могу сказать, что это критично, т.к. аналогичная норма включена в алгоритм выбора защитных мер (на этапе дополнения защитных мер).
- Добавлен новый блок в п.7 (раньше это был п.8), описывающий архитектуру и уровни АСУ ТП. На мой взгляд не хватает иллюстраций, которые у ФСТЭК есть, например, в рекомендациях по защите КСИИ. Может быть стоило бы разработать аналог методички по ГИСам, но для АСУ ТП. В нее я бы включил описание 6 блоков защитных мер, которых нет в ГИС, а также добавил бы из КСИИшных документов специфики АСУ ТП, включая и иллюстрации.
- Незначительно расширен перечень объектов защиты — добавлены промышленные сервера и системы локальной автоматики, микропрограммное ПО. Убрана «информация о промышленном или технологическом процессе», но добавлена «иная критическая важная информация».
- Переформулировали 8-й пункт (ранее 9-й), но суть осталась той же.
- По тексту некоторые абзацы в пунктах переставили местами и переписали некоторые абзацы немного другими словами (суть осталась неизменной).
- Убран фрагмент в п.14.1 (ранее 15.1) о том, что при отсутствии необходимых средств защиты информации необходимо их разработать (доработать).
- П.15.1 (ранее 16.1) переписали с средств защиты на ПО АСУ ТП. Раньше речь шла о настройке средств защиты информации АСУ ТП — теперь о настройке параметров АСУ ТП, приводящих к снижению рисков. Вообще видно, что даже после общественного обсуждения работа с документом велась очень активно и не бездумно — там где средств защиты нет и не появится в ближайшее время произошла замена на встроенные в АСУ ТП защитные механизмы (там где они есть).
- В п.15.3 (ранее 16.3) ввели новый фрагмент про введение ограничений на действия персонала.
- П.15.4 — новый. Он посвящен установке и настройке средств защиты информации в АСУ ТП.
- В п.16.4 (ранее 17.4) добавили анализ уязвимостей, как часть процесса анализа угроз в процессе эксплуатации.
- В п.17.2 (ранее 18.2) добавили уничтожение машинных носителей, содержащих энергонезависимую память.
- В п.20 (ранее 21) добавили, что для каждого уровня АСУ ТП меры защиты рассматриваются отдельно от других уровней, реализуя тем самым принцип эшелонированной обороны. А вот пункт 22 из проекта (про сегментирование) убрали.
- В п.24 (ранее 26) добавили, что в первую очередь надо рассматривать встроенные механизмы защиты АСУ ТП.
В приложение 2 (перечень защитных мер) внесли следующие изменения в части базового набора мер:
- УПД.10 — мера убрана из базового набора для всех трех классов защищенности АСУ ТП (раньше для всех классов мера входила в базовый набор)
- ЗНИ.6 — мера добавлена в базовый набор для 1-го уровня защищенности (раньше не было ни в одном)
- ЗНИ.7 — мера добавлена в базовый набор еще и для 3-го уровня защищенности (раньше было для 2-го и 1-го)
- РСБ.6 — мера убрана из базового набора для 3-го уровня защищенности
- АНЗ.5 — мера убрана из базового набора для 3-го уровня защищенности
- ОЦЛ.6 — мера добавлена в базовый набор для 1-го уровня защищенности (раньше не было ни в одном)
- ОЦЛ.7 — мера добавлена в базовый набор для 1-го и 2-го уровней защищенности (раньше не было ни в одном)
- ОДТ.0 — мера добавлена в базовый набор еще и для 3-го уровня защищенности (раньше было для 2-го и 1-го)
- ОДТ.1 — мера добавлена в базовый набор для 1-го и 2-го уровней защищенности (раньше не было ни в одном)
- ОДТ.3 — мера добавлена в базовый набор для 1-го и 2-го уровней защищенности (раньше не было ни в одном)
- ЗСВ.8 — мера добавлена в базовый набор для 1-го уровня защищенности (раньше не было ни в одном)
- ЗТС.5 — мера добавлена во все уровни защищенности базового набора
- ЗИС.17 — мера добавлена в базовый набор еще и для 3-го уровня защищенности (раньше было для 2-го и 1-го)
- ДНС.3 — мера убрана из базового набора для 3-го уровня защищенности
- ДНС.4 — мера убрана из базового набора для 3-го уровня защищенности
- ДНС.5 — мера добавлена во все уровни защищенности базового набора
Но надо понимать, что этот приказ — это только начало долго пути под названием «защита информации в АСУ ТП». ФСТЭК не сможет обойти вниманием те вопросы, которые уже задаются потребителями:
- Как соотносятся выпущенные требования и требования по КСИИ (особенно учитывая, что ФСТЭК продолжает выпускать ГОСТы по КСИИ)?
- Как защищать АСУ ТП с гостайной (ответ «по закону о гостайне» — это не то, чего ждут заказчики)?
- Как моделировать угрозы для АСУ ТП (все-таки там есть нюансы по сравнению с ГИС и ИСПДн)?
- Чем руководствоваться, если все-таки заказчик АСУ ТП захочет ее аттестовать (РД ограниченного распространения тут никак не помогут)?
- В России используется разными регуляторами разная терминология – критически важный объект, потенциально опасный объект, объект жизнеобеспечения, особо опасный объект, объект повышенной опасности. Приказ распространяется только на КВО и потенциально опасные объекты или на остальные тоже?
- Как защищать системы, являющиеся критическими инфраструктурами (в терминах законопроекта ФСБ), но не являющиеся АСУ ТП?
- Планируется ли выпуск методического документа, раскрывающего меры защиты, неучтенные в методичке по ГИСам?
- Что такое требования к средствами защиты критических информационных инфраструктур из законопроекта по КИИ?
ЗЫ. Внесение в Госдуму законопроекта по безопасности критических информационных инфраструктур перенесено на осень.
ЗЗЫ. Кстати, мне кажется, ФСТЭК могла бы на основе уже имеющихся приказов №17, №21 и №31 разработать методические рекомендации по защите врачебной тайны и иных видов тайн, которые являются достаточно чувствительными, активно обрабатываются в информационных системах, но их обладатели не знают как подступиться к этому вопросу. А ФСТЭК уже набила руку в этом вопросе 🙂
Свершилось! Тяжело на протяжении длительного времени говорить с заказчиками о проекте Приказа. Как по Вашему будет осуществляться контроль за соблюдением приказа? Точнее на сколько жестко? Вы писали: http://lukatsky.blogspot.nl/2014/02/2_14.html Что то изменилось? И что такое объект высокой опасности? К примеру системы АСУ ТП цеха прокатки металла относится к ним или АСУ ТП водозабора небольшого города? Просто сотрудники региональных Управлений не знают пока о новых функциях 🙂
Пока не определен ФОИВ, ответственный за безопасность КИИ, говорить о надзоре пока рано.
Особо опасный объект — это из МЧСовское терминологии. АСУ ТП к ним не относится — она может быть частью такого объекта. Например, плотина
Сфера применения приказа затрагивает АСУТП на КВО, которые ранее подпадали под "не выполнимые" требования по защите КСИИ.
В связи с выходом данного приказа, какова сейчас сфера применения документов по защите КСИИ?
Этот приказ почему то никак не взаимодействует с нормативной Ростехнадзора — странно
У нас регуляторы вообще мало взаимодействуют между собой
Добрый день! подскажите пожалуйста, что необходимо предпринять, что бы получить сертификат на ПТК АСУ ТП? есть ли организации проводящие данную аттестацию?
ФСК имеет свой сертифицирующий орган. Станки с ЧПУ — вообще никакого сертификата не имеют. Нужно искать регулятора под конкретную отрасль — в стране просто бардак с этим делом
АСУ ТП не сертифицируются по требованиям информационной безопасности
Некоторые организации начинают об этом задумываться…. Но пока только инициативные разработки и проверки
ssp подскажите контакт серт.органа ФСК, эта сертификация мне нужна именно для аттестации ФСК
Алексей, могли бы дать ссылку, на данное утверждение. прошу прощения, но в ФСК мне выставили требование к проведению этой процедуры.
На сайте ФСК всё есть, а также на сайте НТЦ Энергетики
31-й приказ ФСТЭК по защиту АСУ ТП не требует сертификации по требованиям безопасности. Но заказчики могут такие требования устанавливать самостоятельно