И вновь о контроле Интернет — 3

К теме контроля Интернет я обращался не раз. Один из последних был в июне прошлого года. Помните, я писал про «Теневой Интернет», планами создания которого озаботились в США и что наши органы высказали озабоченность в таких действиях нашего заклятого друга. Какие механизмы могли быть предложены для блокирования такого рода технологий? Предложенный тогда сходу вариант — глушилки. Но глушилка — вещь тупая. Она блокирует всех — и правых и неправых. Вот бы иметь возможность разделять всех на «своих» и «чужих», как это сделано, например, в технологии Cisco TrustSec. Но разнородных устройств от разных вендоров слишком много и профилирование может быть затруднительно. Какой вариант остается? Идентифицировать каждое устройство и при необходимости блокировать нужные из них.

Что за бред? Россия от такого отказалась в 90-х годах. Ан нет. В начале февраля на сайте Минкомсвязи были опубликованы результаты оценке регулирующего воздействия на проект приказа Минкомсвязи России «О внесении изменений в отдельные акты по вопросам применения средств связи». Согласно этому проекту правила применения отдельных категорий абонентских устройств, используемых в сети связи общего пользования (а также в технологических сетях связи и сетях связи специального назначения в случае их присоединения к сети связи общего пользования), нормой, устанавливающей обязательное требование к абонентским устройствам, согласно которому каждое абонентское устройство должно иметь уникальный идентификационный номер. Указанные абонентские устройства подлежат обязательному подтверждению соответствия установленным требованиям в целях обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации.

Согласно пояснительной записке к проекту акта предлагаемое регулирование направлено на реализацию практических мер по предупреждению киберпреступности, связанной с использованием абонентских терминалов. При этом по замыслу разработчика наличие уникальных идентификационных номеров абонентских терминалов позволит операторам связи регистрировать абонентские терминалы при заключении договоров с абонентами, а также вычленять и блокировать абонентские терминалы по просьбе абонентов и органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности государства.

Таким образом будет обеспечена невозможность использования абонентских терминалов, приобретенных незаконным путем, что приведет к устранению экономической основы насильственных преступлений, связанных с хищением (кражей, грабежом, разбоем) абонентских терминалов. То есть по замыслу разработчика, проект акта является лишь одним из серии нормативных правовых актов, принятие которых позволило бы достигнуть поставленной цели.

Правда в результатах оценки данная инициатива критикуется. Не только по причине появления дополнительных затрат по отрасли в сумме от 500 до 3400 млн. рублей в год. Но и по причине применения данных требований только к новым устройствам и только официально ввозимым. Для киберпреступников, которые ввезут такие устройства из-за границы, новые правила будут неписаны. Если, конечно, не блокировать все нелегально ввезенные устройства (но для этого надо запретить физическим лицам ввозить в Россию айфоны и т.п. новомодные устройства, которые в России начинают продаваться не сразу со всем миром и стоят дороже чем, например, в США).

Так что очередная попытка ограничить свободы граждан под соусом национальной безопасности встретила обоснованное противодействие. Посмотрим, что теперь скажет Минкомсвязь на замечания экспертов.

Оцените статью
Бизнес без опасности
Есть что добавить? Добавьте!

Нажимая кнопку "Отправить", я даю свое согласие на обработку персональных данных (если вдруг они указаны в комментарии) в соответствие с политикой конфиденциальности. Также я соглашаюсь с тем, что в своем комментарии не раскрываю никаких сведений, составляющих государственную тайну, а также никакой иной информации, охраняемой законом (для этого используйте иные способы :-) ), если это не разрешено ее владельцем.