И вновь о 57-ФЗ

И снова вспомним 57-ФЗ. После сообщения о том, что Royal Bank of Scotland запретили увеличить долю в ЗАО «Королевский банку Шотландии» по причине наличия у последнего лицензии ФСБ на криптографию. И вот ФАС внес в Правительство пакет поправок, который исключает деятельность банков (кроме банков с госучастием) в области криптографии из стратегических видов деятельности.

ЗЫ. Правда, непонятно, почему исключение касается только банков? Но все равно хоть что-то… Первый шаг сделан.

Оцените статью
Бизнес без опасности
Есть что добавить? Добавьте!

Нажимая кнопку "Отправить", я даю свое согласие на обработку персональных данных (если вдруг они указаны в комментарии) в соответствие с политикой конфиденциальности. Также я соглашаюсь с тем, что в своем комментарии не раскрываю никаких сведений, составляющих государственную тайну, а также никакой иной информации, охраняемой законом (для этого используйте иные способы :-) ), если это не разрешено ее владельцем. Ваш комментарий может появиться не сразу, а после модерации (так бывает не всегда, но бывает).

  1. zabrodin

    Этот комментарий был удален автором.

    Ответить
  2. zabrodin

    Это значит, что скором времени банкам не нужно будет получать лицензии ФСБ?

    Ответить
  3. Анонимный

    > ФАС внес

    Стыд и срам!

    Ответить
  4. Алексей Лукацкий

    В чем стыд? В том, что использован мужской род? Так ФАС — это не только служба, но и орган (федеральный орган исполнительной власти) 😉

    Это примерно как все ФСТЭК относят к мужскому роду 😉

    Ответить
  5. Анонимный

    Ну таким образом можно любое существительное в русском языке использовать в любом роде 😀

    Ответить
  6. Анонимный

    Насколько мне известно все эти ограничения только опосредованные , кстати и у ФСБ по крипту 4 лицензии, так вот самая существенная за которой могут повлечься хоть какие ограничения — это на разработку СКЗИ , требования к которой секретные, и для получения этой 4 лицензии требуется сначала получить лицензию на гостайну, вот именно вокруг неё и идёт возня. А банкам вполне хватает 3 (услуга, продажа и техобслуживание) и там нет ни каких ограничений.

    Ответить
  7. Unknown

    Криптолицензия на гражданку это бред, российское (с маленькой буквы) ноу-хау. Как и многое другое.

    Ответить
  8. Анонимный

    Что такое "криптолицензия на гражданку" ? Возможно вы имеете ввиду крипт для гражданских нужд, т.е. крипт слабенький, ключ коротенький, так для всего этого не нужны никакие лицензии вообще, см. ПП 957 от 2007г — всё что вы называете "гражданской криптографией" не регулируется государством!

    Ответить
  9. Алексей Лукацкий

    Ограничения вполне реальные — Банк Шотландии уже пострадал от этого.

    И насчет нерегулирования государством гражданской крипты… Вы в каком государстве живете? В России регулируется любая криптография. Даже для частного применения, т.к. Указ 334 до сих пор никто не отменял.

    Ответить
  10. Анонимный

    Вам известна правоприменительная практика по Указу 334? Я думаю её нет. А вот то что Центр Лицензирования и Сертификации сразу отстаёт когда показываешь что работаешь на коротеньких ключиках и том что есть в дистрибутиве MS или NSS — это факт, я лично отбился от административного штрафа в 20 000 (кажется) в 2006 или 2007 году.

    Ответить
  11. Алексей Лукацкий

    Отсутствие практики правоприменения — не есть отсутствие регулирования. Хотя она есть 😉 Также как и использование вами слабой криптографии — не является примером отсутствия регулирования. Скорее наоборот. Просто слабая криптография по регулированию не подлежит лицензированию ее обладателя.

    Ответить
  12. Анонимный

    А кто тогда регулирует "слабую криптографию", если по 957 — это не является СКЗИ?

    Ответить
  13. Алексей Лукацкий

    Это СКЗИ, только попадает под исключения, не требующие лицензирования.

    Ответить
  14. Анонимный

    Ну так раскройте секрет, к чему такая интрига, КТО регулирует оборот-использование СКЗИ (это вы его так назвали , не я) находящегося вне ПП 957 ?

    Ответить
  15. Алексей Лукацкий

    ФСБ 😉 Оборот это не только использование. Это также разработка, ввоз/вывоз, продажа, оказание услуг, техобслуживание и т.п. Так вот ввоз слабой криптографии регулируется ФСБ. Без согласования с ней ввезти даже слабую крипту вы не имеете права.

    Ответить
  16. Анонимный

    По моему вы не правы, она запросто ввозится в составах Windows, MacOS FreeBSD, Linux …. и ещё кучи разных пакетов (и никто не согласовывает ввоз операционок с ФСБ), дистрибутивов и систем. К слову, перед выходом 957 я лично разговаривал с начотдела ЦЛС (не буду называть ФИО), так вот 957 как и готовилось для того чтобы отвязать обязанности ФСБ по ПП 611 (кажется такой номерок был у предшественника 957) в отношении "слабой криптографии". Поскольку как вы сами понимаете , они были обязаны пресекать даже Винду и поскольку этого не происходило и физически не могло произойти, то они ходили под грузом не исполненной работы за которую могли покарать в любой момент. Вы не поймите что я тут кого то пытаюсь оправдать, выгодородить, просто давайте честно смотреть в лицо фактам, то что вы рассказываете ни есть факт, а скорее домысел.

    Ответить
  17. Алексей Лукацкий

    Вы ошибаетесь насчет запросто. Оно все ввозится по уведомительной схеме после регистрации нотификаций в ФСБ.

    Ответить
  18. Анонимный

    ОК.
    Спрошу в ЦЛС или восьмёрке при случае, но что то мне говорит что это просто невозможно сделать из-за объема, особенно при нецентрализованных поставках (раз крипт гражданский — вот его граждане сами и приобретают) и в части СПО и сетевого размещения дистрибутивов, тот же FF содержит NSS да и любой браузер и почтарь, а обновления сетевые и.т.д.
    Будет информация из прервых рук сообщу.

    Ответить
  19. Алексей Лукацкий

    Про объемы они не думают, т.к. бОльший объем крипты в России — контрабанда 😉 Они также не думают, когда требуют, чтобы КАЖДАЯ организация получила лицензию на ТО СКЗИ. А таких наберется несколько миллионов по России!!! Но никто не получает, а ФСБ закрывает на это глаза до того момента, когда им вдруг не приспичит кого-то прижать.

    И еще раз уточню, что гражданская криптография — это не та, что только для граждан. Это та, которая для бизнеса тоже (исключая критически важные объекты). ВПК и госорганы в гражданскую крипту не попадают.

    Ответить
  20. Анонимный

    1. То что на неполучении лицензии можно поиграть — вполне в духе нынешнего времени. Но мы лицензий тут не касаемся. Хотя повторяю, сидя в кабинете на Молодёжке с меня сняли административное нарушение и я не платил ничего, т.е. "они" НЕ "требовали" чтобы я получил лицензию на ТО СКЗИ — ЭТО ФАКТ!
    2. Давайте придумаем критерий по которому можно судить гражданская она или нет, я предложил считать гражданскую = слабой (т.е. той для которого не предусмотрено государственное регулирования в виде лицензирования) без привязки к конкретной зоне использования.
    Соответственно "не гражданская" — та которая по каким либо причинам (любым законным) требует более длинных ключей и т.д. и деятельность её лицензируется. Так вот осталось узнать из авторитетного источника в конторе на тему нормативки регулирования "гражданской криптографии" конторой.

    Ответить
  21. Алексей Лукацкий

    Для меня гражданская значит не для госорганов и КВО

    Ответить
  22. Анонимный

    Мне кажется имелось ввиду другое — тип-класс-название СКЗИ зависит от модели угроз — рисков, а не от место применения. Я так думаю что и в бизнесе есть секреты которые их хозяин захочет защитить круче гостайны.

    Ответить
  23. Алексей Лукацкий

    Есть. Только как владелец этих секретов ОН, а не ФСБ, будет определять как их защищать и с помощью чего. Это, кстати, в ФЗ-149 и записано.

    Ответить
  24. Unknown

    Бросив в попыхах фразу про "криптолицензию на гражданку" я сегодня вернулся поглядеть поподробнее, но Вы, Алексей, уже все сказали за меня 🙂

    Ответить
  25. СВП

    Леша, Сергей! Ну вы как дети малые — сказано же криптографией ТУТ У НАС считается все что по ГОСТам, а всякие AES/3DESы,ECDSA и пр это "кодирование/преобразование" и не употребимо в ОГВ по определению. Для все остальных целей на усмотрение владельцев информации. А откуда такой пыл обсуждения "гражданской крипты"? Кто-то надул в уши Президенту, он как-то озвучил это и все… Реально ее как юридического понятия НЕТУ:-)
    Ау, народ, вы чего? Или что-то я пропустил в ТК26:-)

    Ответить
  26. Алексей Лукацкий

    Откуда такие ограничения? В определении шифровальных средств нет ни слова про поддержку отечественных алгоритмов ;-(

    Ответить
  27. msm

    Докладываю, пару часов назад встречался с Кузминым А.С (известная всем надеюсь личность) — его почти дословный ответ, всё что не подпадает под регулирование через лицензирование, ФСБ явно никак не регулируется, однако следует остерегаться других механизмов регулирования которые по совокупе сводятся к "не законному предпринимательству" или ИС, где средства защиты диктуются иными правовыми актами, т.е. уровень защиты определен не владельцем информации, а уровнем ФЗ.
    Так что если ничего такого нет, живи как хошь.

    Ответить
  28. Алексей Лукацкий

    При всем моем уважении к Кузьмину, его ЧАСТНОЕ мнение здесь мало что значит ;-( Баранов тоже заявлял, что лицензия на ТО для собственных нужд не нужна, а ЦЛС официально ответил, что нужна.

    Не верить Кузьмину мне позволяет как практика, с которой я сталкивался, так и хотя бы тот факт, что ввоз СКЗИ не относится к лицензированию, а ох как контролируется ФСБ. И его слова про "другие механизмы регулирования" это подтверждают. Именно ими они и пользуются, например, проталкивая свои требования по сертификации МСЭ, антивирусов, IDS и т.д. А ведь в ПП-957 про это ни слова ;-(

    Ответить
  29. Анонимный

    Алексей вы как то в одну кучу всё сваливайте, давайте частями:
    1. ввоз СКЗИ — хочу заметить не крипта с короткими ключами а боевые СКЗИ — контроль ФСТЭК по закону а те запрашивают заключение-разрешение из ФСБ — это внутреннее право ФСТЭК делать свое заключение с опорой на запросы в иные службы.
    2. ЦЛС — опирается на ПП 957 а там действительно формально для себя нужна лицензия на ТО, к слову 4.10.2010 в Думе было заседание Экспертной группы на тему нового ФЗ О лицензировании, я там быть не смог, но Волчинской отписал, свои мысли по изъятию требований лицензирования "для себя", может прислушаются, кстати у Елены Константиновны по этой позиции такое же решение.
    3. "другие механизмы регулирования" — что вас тут смущает — совершенно всё правильно, например, если иной ФЗ, например 152-ФЗ требует использовать сертифицированное СКЗИ или ФЗ-1 тоже этого требует, то о какой криптографии с короткими ключами может идти речь? И в этом случае ФСБ будет контролировать не ПП 957 а выполнение 152-ФЗ или ФЗ-1.
    Вот как то так.

    Ответить
  30. Алексей Лукацкий

    Кто кого путает? 😉

    1. ФСТЭК никоим боком не имеет отношение к ввозу. ВООБЩЕ никаким. Ввоз — это импорт. А ФСТЭК занимается ЭКСПОРТОМ. Уже поверьте мне, как представителю вендора, который получил разрешение ФСБ на ввоз пяти с лишним тысяч наименований своей продукции.

    2. Я про то и говорю 😉 Позиция регулятора колеблется как камыш на ветру. В прежнем постановлении была приписка "для собственных нужд" и вопросов о лицензии не возникало. В 957-м ее убрали и ЦЛС стал требовать лицензии. А восьмерка говорит "не надо". А в новом проекте приказа ФСБ по персданным тоже говорится, что не надо. Но для персданных только. Нечеткость требований приводит к росту коррупции и излишней зарегулированности ;-(

    3. А ФЗ-152 вообще о криптографии ни слова не говорит. И ПП-781 тоже. Они говорят о конфиденциальности, которая может быть достигнута 5-6 различными вариантами. О сертифицированным СКЗИ говорится только в двух нелегитимных документах ФСБ. Только что-то никто не готов их оспаривать, т.к. все боятся этой конторы. А контора этим пользуется 😉 Хотя несколько дел в судах уже проиграла 😉

    Ответить
  31. msm

    1. Может быть, при случае уточню в конторе на основании чего идёт регулирование.
    2. это обычное состояние — чем больше недосказанности и намёков тем больше рычагов влиять. Тут с вами согласен, но я хотел про другое сказать, контора на сейчас формально права — исполняет ПП 957, я тут не говорю хорошее оно или плохое, я только говорю что оно есть и ФСБ работает по нему.
    3. Готов удалить из своего поста 152-ФЗ (там действительно спорно, особенно если правки учесть). Но тогда в силе приведенный мной ФЗ-1, где для проверки подписи требуется использовать сертифицированные СКЗИ. Пример, ровно тот о котором я писал. И всё тут правильно. Закон прямого действия обязывает использовать сертифицированную криптографию не давая право выбора и подставляя под действие ПП 957. Именно то что Кузьмин и говорил.

    Ответить
  32. Алексей Лукацкий

    ФЗ-1 разрешает несертифицированную ЭЦП, но для корпоративного применения.

    Ответить
  33. Анонимный

    Ничего подобного, вот определение из ФЗ-1:
    "подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе — положительный результат проверки соответствующим сертифицированным средством электронной цифровой подписи с использованием сертификата ключа подписи принадлежности электронной цифровой подписи в электронном документе владельцу сертификата ключа подписи и отсутствия искажений в подписанном данной электронной цифровой подписью электронном документе;

    Ответить