Все как-то руки не доходили до описания прошедшей 28-го апреля «Киберарены«, где мне посчастливилось вступить в качестве автора креативного сценария (вот ведь придумают название роли, а всего-то вопросы придумал 🙂 и члена жюри.
Я вообще фанат геймификации в ИБ и считаю, что наша профессия не может и не должна быть скучной. Да она и не скучная. Не может быть скучной профессия, которой несколько тысяч лет! А как вы думали? Когда в Древнем Египте обривали рабам голову, чтобы написать на нее секретное послание, а потом, когда волосы отрастали, раба отправляли в путь и он в целости и сохранности доносил нужную информации, это же был прообраз современного защищенного канала передачи данных. И таких примеров можно назвать множество. А уж сейчас мир преподносит нам кучу разных примеров из совершенно разных сфер — кино, литература, политика, медицина, бионика и т.п. И все про кибербезопасность. И если разбавлять скучную теорию интересными примерами, то и работать становится легче, и кругозор расширяется, и вообще. Но что это я все не о том; поговорим об игре.
Прошла она просто отлично и это достаточно объективная оценка. Я наблюдал за игрой со стороны и могу отметить, что организаторы в лице медиа-группы «Авангард» и Газинформсервиса справились на все 100%. Я был на площадке в момент игры (все-таки член жюри), а потом пересмотрел игру уже в онлайне, и могу сказать, что получилось драйвово. Когда ты слышишь, как отвечают и какие идеи предлагают участники на придуманные тобой вопросы, посещают мысли: «О как! А я и не думал о таком варианте!», «О, а это неожиданный ход мысли!» 🙂
В этот раз, в отличие от «Нашей игры», были не только интеллектуальные вопросы. Добавили также забавные вопросы-ребусы, вопросы-шутки, а также элементы киберучений, в которых каждой команде предложили на выбор один из реальных сценариев инцидента ИБ, по которому команда после минутного размышления должна была дать блиц-ответ — что надо было сделать при обнаружении инцидента и что надо сделать, чтобы такой инцидент не повторился. Для заданий я брал свежие истории последних двух месяцев, произошедшие с российскими компаниями после 24-го февраля.
Интересно было наблюдать, как коллеги быстро перестраивались между различными заданиями, оперативно реагировали на шутки ведущего, стойко принимали решения жюри. Мне кажется такой формат также помогает отработать навыки поведения в критической ситуации, когда надо, обсудив командой, быстро принять решение, от которого многое зависит. Кто-то хорошо справлялся с этим, кто-то чуть «плывет»; сразу проявляются свои слабые места и мысли об их исправлении. В любом случае вы можете сами убедиться в том, что я пишу; достаточно посмотреть видео с «Киберарены».
Я тоже кое что почерпнул из подготовки к игре и ее проведении. Родилось даже несколько интересных идей, которые я попробую реализовать в ближайшее время (найти бы его). А организаторы готовятся к новой игре. Да-да, будет второй раунд, с новыми командами и новыми вопросами и заданиями. А в финале уже схлестнутся победители каждой из игр. И пусть победит самая разносторонне развитая команда!