Еду после семинара в метро. На Пушкинской захожу в вагон и, видя свободное место, хочу на него сесть. Но вдруг вижу под сиденьем бесхозный чемоданчик от инструментов. Первая реакция — отойду от греха подальше, что и делаю, отойдя к соседней двери. Над чемоданчиком садится какой-то мужчина. Потом вступает в игру натура безопасника и я иду к кнопке вызова, чтобы сообщить о подозрительном предмете машинисту. В этот момент вижу, как женщина, сидевшая напротив чемоданчика, говорит мужчине, что стоило бы нажать на кнопку вызова, находящуюся у него над головой. Ответ парадоксален: «А я сейчас выхожу». Тогда женщина сама жмет на кнопку вызова… эффекта ноль! Связь с машинистом не работает. Попутно место около чемоданчика освобождается — соседи встают и уходят в другие части вагона, косясь на «бомбу».
Приезжаем на Баррикадную; мужик с женщиной выходят и в вагон вваливается новая волна пассажиров, сметающаяся все на своем пути и занимающая свободные места. Над чемоданчиком садится еще один мужик, который увидев потенциальную бомбу просто сдвигает ее ногой под сидящую рядом женщину (!) и закрывает глаза — спит. К кнопке подходит девушка и безуспешно пытается вызвать машиниста. Не достигнув цели, она идет в другой конец вагона, к следующей последней надежде достучаться до хоть кого-нибудь. Я как раз иду вслед за ней, продираясь сквозь пассажиров, которые хоть и косятся на чемоданчик, но не предпринимают никаких усилий по нейтрализации угрозы — никто не выходит, никто не отступает, никто не пытается нажать кнопку — всем пофиг ;-(
Подходим ко второй кнопке — она тоже не работает! Появляется станция «Улица 1905-го года». Мы с девушкой, пытавшейся связаться с машинистом выходим. Она переходит в соседний вагон (видимо решила проверить кнопку вызова еще и там); я ищу милицию. Нахожу. Сообщаю о бесхозном чемоданчике и номере вагона (выбит под кнопкой вызова). Какова должна быть реакция представителя правоохранительных органов в таком случае? Правильно, сообщить по маршруту об опасности, что милиционер и делает, но… Делает он это не по рации, не по селектору на станции. Он звонит с личного мобильного телефона коллеге на соседней станции! Вы говорили когда-нибудь в метро по телефону, когда к станции приближается поезд? Не слышно ни фига и приходится повторять все заново по 2-3 раза ;-( В итоге милиционер не успевает — опасный поезд уже проезжает «Беговую» в сторону «Полежаевской». Заканчивается тем, что он сообщает коллеге, чтобы они все-таки попробовали найти бесхоз. Говорит мне «Спасибо» и мы расстаемся. Я сажусь в свой поезд и, Слава Богу, спокойно доезжаю до конечной (видимо никакой бомбы в чемоданчике не было).
Вот спрашивается, как часто должны быть взрывы в метро, чтобы:
1. Люди перестали быть беспечными и стали реагировать.
2. Власти оснастили милицию нормальными средствами связи, предназначенными для работы под землей и в шумном месте?
просто в модели угроз угрозу взрыва признали неактуальной…
Артем… Ты вложил очень много в коммент…
И тонкий троллинг Алексея по неактуальности угроз НДВ и то, что актуально из всего вагона было только для двоих, и то, что они ошиблись…
А я думаю мы в живем в мире скачков… мы не успеваем впитать одно а уже перескакиваем к другому… Продукты и идеи стали слишком сложны, условия их применения тоже… простые решения должны вернуться…
ИМХО, надо было сразу выходить на Баррикадной и поднимать "кипеж" максимальный ещё там, да ещё и всем в вагоне сообщить громко и чётко о неустановленном предмете, несущем потенциальную опасность взрыва. По принципу: "сначала оденьте кислородную маску на себя, потом на ребёнка".
Артём Агеев!!!
Мегауважуха!!!! Вот это коммент!!!!
Вот же ж тонко то как! Одной фразой!
А Алексей описал то, о чем я постоянно кричу.
Алексей, Вы только представьте свои ощущения, если бы пришло сообщение о взрыве. Помню реакцию людей в Невинномысске когда там на рынке бомбу взорвали, а я оказался информационным горлышком между всей воинской частью, которая была на учениях в полях и городом. Жуть.
Позволю себе разобрать ситуацию. Вижу 5 элементов.
1. Реакция людей
2. Работа системы оповещения
3. Первичное оповещение о критической ситуации
4. Профессионализм лиц принимающих решения по предотвращению терактов
5. Извлечение уроков из ситуации:
— для читателей блога
— для автора
— для лиц, ответственных за недопущение терактов
— для образовательных учреждений по ИБ
1. Реакция людей
Люди боятся заваривать кашу, вдруг ничего, а головной боли — море. Тут конечно опять Чалдини уши торчат. Он эти эксперименты описывал. И главное он четко сказал, что надо делать, чтобы работал механизм социальной безопасности. Но мы на чужих ошибках не учимся и науку не признаем. Почему? А кто хотя бы Чалдини читал (а есть гораздо более серьезные труды или команды профессионалов-консультантов) из тех кто разрабатывает меры по стимуляции социальной безопасности? Все закончилось обтрепавшимися объявлениям в транспорте о порядке действий в случае обнаружения бесхозных вещей, т.е. формальным принятием мер и снятие с себя ответственности.
2. Работа системы оповещения
На сто процентов уверен, что ЕСЛИ бы производились разборки "почему и кто виноват", то наказаний бы точно не было (не говорю о положительных "подкреплениях"). Причина? "Все имеют право на ошибку!". Тех, кто это вдолбил в людей и из-за которых люди перестали стремиться снизить процент ошибок надо … Пример из жизни:
В новостях сказали что на апелляцию ЕГЭ подало 10% сдававших экзамен. Из них 20%(!!!) оказались ПРАВЫ, т.е. им НЕПРАВИЛЬНО ПРОВЕРИЛИ и ЗАНИЗИЛИ ОЦЕНКУ!!! Это судьбы людей (физически не погибли, потому это и не считается за "взрыв")! Представьте себе каждый пятый мог получить больший бал!
И как Вы думаете был минобром оценен такой процент косяков проверяющих? Как ОЧЕНЬ КАЧЕСТВЕННАЯ РАБОТА ЭКСПЕРТОВ!!! 20% ошибок, из-за которых реально/потенциально пострадали дети — это качественная работа!!! При каком проценте ошибок тогда тревогу надо поднимать? При 50%? При 95%???
3. Первичное оповещение о критической ситуации
А ведь Вас с этой информацией полицейский не послал куда подальше! Это же круто!!! Что нет средств связи/оповещения ИЛИ он не умеет ими пользоваться ИЛИ они только на словах лучше способа связи к которому прибег полицейский — тут скорее причины и решения из 4 вопроса.
Опишу ситуацию из своей жизни: несколько лет назад в Орле разговорился на вокзале с одни бомжом, и он рассказывал как действовали полицейские в подобной ситуации — дали ему бутылку водки, чтобы он подошел и развернул подозрительный пакет, прямо на вокзале и никого не предупреждая, а сами стояли в 5 метрах (ну чтобы их взрывом не разорвало)! Вокруг люди ходят, а они такие спецоперации проводят. Так что прогресс виден (при условии, что выезды минеров на каждую забытую сумку на вокзалах — через месяц сойдут на нет до следующего взрыва, если других мер не предпринимать).
4. Профессионализм лиц принимающих решения по предотвращению терактов
Самый главный вопрос, от которого зависят решения всех остальных (((( Те кто реально виноват в таких взрывах (а победу над террористами я даже не рассматриваю) — им же пофиг. Они не ездят в метро, это вне их "рисков" (Артём 😉 как же ты прав).Жизнь сторонних людей для принимающих решения стоит много ниже их собственных интересов (вариант оправдания ошибок — "я за всем не могу уследить", поэтому и пытаться не буду). Разборов ситуаций не проводится. В лучшем случае все упрется в бригадира который скажет "а где мне нормальных электриков на вогоноремонтном заводе взять???"
5. Извлечение уроков из ситуации
Спасибо что об этом написали, Алексей. Вы сейчас кому-то жизнь и здоровье спасаете. Тем кто прочитал и построил для себя модель поведения; себе — Вы теперь точно знаете как эффективнее действовать, если повториться ситуация; тем кто отвечает за контртерроризм — они могут отсюда узнать о реальных механизмах и состоянии дел, а не по офигительным докладам подчиненных; преподавателям и студентам — кажется Шнайер говорил, что задача ВУЗа при обучении ИБ — воспитать в студентах параноидальное мышление в контексте дыр систем безопасности ))))
PS "Этих людей" исправить можно и нужно. И не сложно. Нужно захотеть.
PPS Огромное спасибо за пост Алексею и за комментарий Артёму.
PPPS О крамоле, что на таком уровне все поддерживается специально, что редкие теракты нужны обществу я даже думать не хочу.
Zzubra, у тебя блог свой есть? А то ты стал у меня писать больше, чем я пишу сам 😉
Это не претензия 😉
Извините Алексей 🙂
Я не специально — перфекционизм Z виноват. Но я себя сдерживаю )))) Хотя он требует, чтобы я им заражал других ))).
А в мои блоги никто не заходит :_( Как там позаражаешь?
Артем, прекрасно. Ну не является угроза теракта сколько-нибудь значимой в жизни москвича, так чего ради устраивать шум и мешать себе и другим добраться до работы/дома/куда надо.
Даа… крайне печально.
Как-то уж в тему попалось:
http://nnm2.com/blogs/igorki/poezd-dalshe-ne-poydet/#cut
Выдержка:
…Ремонтники, в свою очередь, только осматривают поезда и, найдя неполадку, не чинят ее, а звонят на завод за консультацией. Неудивительно, что многие неполадки так и остаются неустраненными…
… По данным Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, перегруженность метро составляет 30–40%. Само по себе, если верить техническим регламентам, аварий это вызывать не должно: рельсы от этого не лопаются, двигатели не взрываются, проводка не горит. Но есть тонкий момент. Из-за повышенной интенсивности так называемое ночное технологическое окно сокращено всего до пары-тройки часов, а ведь это время необходимо для проведения профилактических работ, разнообразных проверок. И времени на полноценную профилактику хватает далеко не всегда…
Я работал в метро. Аккурат ночью. Машинистом уборочных машин. В курсе как это было раньше. Не думаю, что стало лучше
по п.1 думаю нужен порог активности террористов (тьфу, тьфу) не ниже чем в Израиле. Человек (среднестатистический) не может держать в голове слишком много горячих тем, посему тема взрывов потихоньку опускается вниз и перестаёт ассоциироваться с чемоданчиками и сумками.
А вот п.2 интереснее, потому как затрагивает не обычные реакции людей и должностные обязанности целого ряда сотрудников…
По ассоциации вспоминается случай с заминированной барсеткой — ее ЕМНИП нашел милиционел и , вместо того что бы положить ее во взрывную камеру, отнес в служебную комнату, где она и бабахнула. Знал он что должен сделать? Знал. Сделал? …
Так и тут:
Милиционер, который не отработал стандартную процедуру оповещения.
Связист, который должен контролировать работу кнопок в вагонах.
Целая пачка руководителей над первым и вторым…
может быть сколько угодно взрывов, ничего не изменится, пока людей, отвечающих за безопасность,
а) не тренируют
б) не проверяют