Июль всегда запоминается каким-то нескончаемым потоком нормативных актов по ИБ, что объясняется окончанием весенней сессии Госдумы и необходимостью завершить законодательную деятельность. Поэтому в июле законопроекты обычно проходят финальное, третье чтение; затем их пропускает через себя Совет Федерации и они поступают на подпись президенту, который почти никогда не отправляет их назад, на доработку (по ИБ я таких не помню). И все это обычно в июле — самом начале августа. Вот и сейчас у нас накопилось немало всего, что можно включить в очередной дайджест.
Персональные данные
- Президент подписал Федеральный закон от 14.07.2022 №266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», который я уже рассматривал и который вводит целый ряд новых норм по работе с персональными данными, включая требования по уведомления об инцидентах с ПДн.
- Минцифры разрабатывает законопроект об уголовной ответственности за утечки персональных данных. Текста пока нет, но о нем пишу «Интерфакс» и «Коммерсант«.
- Президент подписал Федеральный закон от 14.07.2022 №259-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который добавляет в КоАП новую статью 19.5.2, вводящую штрафы за нарушение запрета на сбор персональных данных граждан РФ.
- Минцифры планирует ослабить административную ответственность за утечки персональных данных. Самого текста законопроекта еще нет, но о нем пишет «Коммерсант«, а также само министерство. Размер оборотных штрафов может быть снижен; вплоть до отсутствия наказания за первый инцидент.
- Минцифры внесло очередные изменения (пока не опубликованы) в законопроект об обороте обезличенных персональных данных. Текста законопроекта пока нет, но о нем пишет «Коммерсант«. Предполагается, что бизнес по запросу будет передавать государству ПДн граждан, а обезличивать их будет уже сам уполномоченный орган (видимо, РКН). Согласие субъекта на это не потребуется.
- В Госдуму внесен законопроект №8-111 «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О персональных данных», который был разработан в целях устранения существующего правового пробела и отнесения личной контактной информации граждан к категории специальных ПДн. Однако комиссия Совета законодателей уже рекомендовала не вносить данный законопроект в Госдуму.
- Центр защиты персональных данных Беларуси и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций России подписали меморандум о взаимодействии в сфере защиты прав субъектов персональных данных.
- Роскомнадзор опубликовал проект приказа «Об утверждении перечня иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных», который отменяет ранее действовавший приказ РКН от 15.03.2013 г. №274 «Об утверждении перечня иностранных государств, не являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных», а также добавляет в список «адекватных» стран Кот-Д’Ивуар, КНР, Киргизию, Таиланд и Индию.
Биометрия
- Президент подписал Федеральный закон от 14.07.2022 №325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 14-1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который разрешает финансовым организациям передавать в ЕБС персональные данные россиян без получения их согласия, но при условии обязательного уведомления субъекта ПДн о факте передачи его данных с предоставлением возможности отказаться от обработки своих биометрических ПДн в ЕБС. Закон вступает в силу с 1-го марта 2023 года.
- Банк России опубликовал Указание от 9 июня 2022 года №6152-У / 01/05/53404/22 «О признании утратившим силу Указания Банка России и публичного акционерного общества «Ростелеком» от 9 июля 2018 года №4859-У / 01/07/782-18 о перечне угроз безопасности биометрическим ПДн.
- Банк России опубликовал проект Указания «О критерии для мобильных приложений банков с универсальной лицензией, посредством которых обеспечивается возможность клиентам – физическим лицам открывать счета (вклады) в рублях, а также получать кредиты в рублях без личного присутствия после проведения идентификации клиента – физического лица в порядке, предусмотренном пунктом 58 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который хочет установить обязанность для банков регистрировать новых клиентов в банковских мобильных приложениях при помощи идентификации в ЕБС.
- Опубликовано Постановление Правительства РФ от 12.07.2022 №1237 «О внесении изменения в состав сведений, размещаемых в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица, включая вид биометрических персональных данных».
Критическая инфраструктура
- ФСТЭК выпустила информационное сообщение о порядке представления субъектами КИИ в сфере энергетики и ТЭК перечней объектов КИИ, подлежащих категорированию, а также сведений о присвоении объектам КИИ одной из категорий значимости либо неприсвоения им одной из таких категорий.
- В Госдуму внесен законопроект №154496-8 «О внесении изменения в Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», который предлагает отнести к субъектам КИИ лиц, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере государственной регистрации недвижимости.
- В Госдуму внесен законопроект №164428-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», который долден предоставить Банку России право контролировать переход кредитных и некредитных финансовых организаций на российское программное обеспечение на значимых объектах КИИ.
- Минцифры готовит проект Указа Президента, который, в отличие от 166-го или 250-го Указов Президента, распространит требования по использования только отечественного ПО на все значимые объекты КИИ, а не только на те, которые принадлежат госорганизациям и госкомпаниям.
Электронная подпись
- Президент подписал Федеральный закон от 14.07.2022 №339-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вносит изменения в Федеральный закон №63-ФЗ «Об электронной подписи«, в том числе и в части передоверия для отдельных категорий лиц.
- Минцифры подготовило законопроект «О внесении изменений в статьи 17.2 и 17.4 Федерального закона «Об электронной подписи», статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который подготовлен в целях урегулирования вопроса продления возможности использования квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также представителей кредитных организаций, операторов платежной системы, некредитных финансовых организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, указанные в части первой статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», без применения машиночитаемой доверенности. Срок продлевается до 31 августа 2023 года.
«Шпионские» и «иноагентские» изменения
- Президент подписал Федеральный закон от 14.07.2022 №255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», который запрещает иностранным агентам эксплуатацию значимых объектов КИИ, а также обеспечение их безопасности. Также иноагентам теперь может быть ограничен доступ к гостайне. Закон вступает в силу с 1-го декабря 2022-го года.
- Президент подписал Федеральный закон от 14.07.2022 №260-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который расширяет формулировку статьи 275 «Государственная измена» и 276 «Шпионаж», а также вводит новые статьи
- 275.1 «Сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государствам, международной либо иностранной организацией»
- 282.4 «Неоднократная пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских экранизаций…» (помните, что Facebook отнесен к таковым?)
- 282.3 «Нарушение требований по защите государственной тайны».
Перевод денежных средств
- Банк России выпустил Указание от 18.02.2022 №6071-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 17 апреля 2019 года No 683‐П “Об установлении обязательных для кредитных организаций требований к обеспечению защиты информации при осуществлении банковской деятельности в целях противодействия осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента”, которое внесло изменения в части оценки соответствия прикладного ПО требованиям по безопасности и сертификации ФСТЭК, обеспечения целостности электронных сообщений, обеспечения достоверности и целостности защищаемой информации, даны отсылки к 716-П и ФЗ-187 о безопасности КИИ. Указание вступает в силу с 1-го октября 2022-го года.
Образование и кадры
- ФСТЭК внесла изменения в следующие программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в области ТЗКИ и КИИ:
- профессиональной переподготовки «Информационная безопасность. Техническая защита конфиденциальной информации», утвержденная ФСТЭК России 28 апреля 2017 г. с учетом внесенных изменений в примерную программу, утвержденных ФСТЭК России 30 мая 2018 г.;
- профессиональной переподготовки «Техническая защита информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну», утвержденная ФСТЭК России 30 апреля 2015 г. с учетом внесенных изменений в примерную программу, утвержденных ФСТЭК России 30 мая 2018 г.;
- повышения квалификации «Техническая защита информации. Сертификация средств защиты информации по требованиям безопасности информации», утвержденная ФСТЭК России 30 марта 2016 г. с учетом внесенных изменений в примерную программу, утвержденных ФСТЭК России 30 мая 2018 г.;
- повышения квалификации «Техническая защита информации. Способы и средства защиты информации от несанкционированного доступа», утвержденная ФСТЭК России 30 марта 2016 г. с учетом внесенных изменений в примерную программу, утвержденных ФСТЭК России 30 мая 2018 г.;
- повышения квалификации «Техническая защита информации. Организация защиты информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну», утвержденная ФСТЭК России 30 марта 2016 г. с учетом внесенных изменений в примерную программу, утвержденных ФСТЭК России 30 мая 2018 г.;
- повышения квалификации «Техническая защита информации. Способы и средства защиты информации от несанкционированного доступа, не содержащей сведения составляющие государственную тайну, от утечки по техническим каналам», утвержденная ФСТЭК России 30 марта 2016 г. с учетом внесенных изменений в примерную программу, утвержденных ФСТЭК России 30 мая 2018 г.;
- повышения квалификации специалистов, работающих в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, утвержденная ФСТЭК России 30 ноября 2018 г.
Требования по безопасности информации
- ФСТЭК подготовила проект требований по безопасности информации к средствам контейнеризации.
- ФСТЭК подготовила проект требований по безопасности информации к средствам виртуализации.
- ТК362 подготовил проект национального стандарта ГОСТ Р «Защита информации. Разработка безопасного программного обеспечения. Руководство по проведению статического анализа программного обеспечения» от ТК362
- ТК362 подготовил проект национального стандарта ГОСТ Р «Защита информация. Идентификация и аутентификация. Уровни доверия аутентификации» от ТК362
Подзаконники для 250-го Указа
- ФСБ подготовила проект приказа «Об определении переходного периода», который определяет переходный период, в течение которого допускается осуществлять мероприятия по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак и реагированию на компьютерные инциденты в интересах всех попавших под Указ №250 организаций на основании заключенных с ФСБ (НКЦКИ) соглашений о сотрудничестве (взаимодействии) в области обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты. Этот срок равен 360 дням. За это время НКЦКИ должен будет разработать новый регламент аккредитации соответствующих центров мониторинга.
- Правительство РФ опубликовало Постановление от 15.07.2022 №1272 «Об утверждении типового положения о заместителе руководителя органа (организации), ответственном за обеспечение информационной безопасности в органе (организации), и типового положения о структурном подразделении в органе (организации), обеспечивающем информационную безопасность органа (организации)», о проекте которого я уже писал.
Разное
- Президент подписал Федеральный закон от 14.07.2022 №326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который среди прочего вводит такое понятие как контрсанкционная информация, то есть сведения, в том числе производственные, технические и организационные, о совершенных или планируемых внешнеэкономических сделках, распространение которых может повлечь за собой санкции в отношении компаний-участниц и распространение которых может быть ограничено. При этом, к контрсанкционной информации не могут быть отнесены сведения, составляющие гостайну и коммерческую тайну, а также иные сведения ограниченного доступа. За распространение контрсанкционной информации вводится ответственность, уже предусмотренная за разглашение информации с ограниченным доступом.
- Президент подписал Федеральный закон от 14.07.2022 №260-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который вводит в Уголовный кодекс новую статью 274.2 «Нарушение правил централизованного управления техническими средствами противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования», предусматривающую наказание в виде штрафа до 1,5 миллионов рублей или лишения свободы на срок до 3-х лет.
- Президент подписал Федеральный закон от 14.07.2022 №259-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который добавляет в КоАП новую статью 13.42.1, которая вводит штрафы за нарушение требований к пропуску трафика через технические средства противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования.
- На Инфофоруме из уст представителя ФСТЭК прозвучала информация о том, что сейчас разрабатывается проект Указа Президента по государственной системе защиты информации, который должен быть представлен в сентябре 2022 года.
- В Госдуму внесен законопроект №160605-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе», который предполагает создание единого оператора, который будет отвечать за «информационный ресурс размещения информации», то есть электронные видеоэкраны, билборды, электронные носители рекламы в метро и на остановках транспорта, самом транспорте и т.п. При этом требования по информационной безопасности и защите персональных данных должно устанавливать Минцифры, а не ФСТЭК или ФСБ.
- Заместитель председателя Правительства РФ, вице-премьер Д.Чернышенко по итогам совещания с федеральными и региональными руководителями цифровой трансформации 29 июня 2022 года дал указание до конца 2022 года обеспечить взаимодействие всех федеральных информационных систем с НКЦКИ в рамках ГосСОПКИ.
С последнего дайджеста прошло меньше месяца, а уже 34 новых законодательных и регуляторных инициативы!
Алексей, закон, указанный в п. 1 раздела «Биометрия», вступил в силу 14.07.2022 (в части требований о передаче в ЕБС ПДн россиян без получения их согласия, но при условии обязательного уведомления субъекта ПДн о факте передачи его данных с предоставлением возможности отказаться от обработки своих биометрических ПДн в ЕБС) (ч. 18.23 ст. 14.1 149-ФЗ).
Закон не мог вступить в силу 14.07, если его подписали 14.07
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 14.07.2022 №325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 14-1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», указанный федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования (федеральный закон был опубликован 14.07.2022 на Официальном интернет-портале правовой информации).
Федот, не соглашусь.
Сам закон о внесении изменений № 325-ФЗ от 14.07.2022 действительно вступает в силу со дня опубликования (то есть с 14.07.2022). Это касается положений статьи 1 закона 325-ФЗ — про внесение изменений в 149-ФЗ. Однако часть изменений вступает в силу частично с 01.09.2022, частично — с 01.03.2023. Это уже касается изменений в федеральный закон от 29.12.2020 № 479-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». И это как раз про использование ЕБС. Собственно, про биометрию.
Если более точно, изменяются сроки вступления в силу отдельных положений этого закона. С 01.09.2022 вступает в силу пункт 5.8. статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Про то, что банки вправе вправе идентифицировать клиента при помощи ЕБС.
Остальные пункты вступают в силу именно с 01.03.2023. Так что в пункте 1 статьи все указано верно.
Вот тоже пропустил важное…персональщики потом юристы стукнули…начал изучать а тааааамм…парам….а изменилось вот что…реестр операторов по количеству сравнялся ЕГРЮЛом, уведомления в реестр теперь должны отправлять все, единственно кто сможет типа не отправлять эт те кто на бумаге))))))ну мыж понимаем…
Так оно так всегда было. Каждый ЮЛ и ИП были операторами ПДн. Ничего не поменялось в этой части