Я решил собрать воедино основные события последнего времени:
- В Грозном в конце мая прошла встреча высоких представителей, курирующих вопросы безопасности в более чем 70 странах. Говорили там и про международную ИБ, а точнее про мирное применение информационных технологий, выработку универсальных правил ответственного поведения государств в информационном пространстве и их последующее принятие под эгидой ООН. А вообще странная картина получается. При Президенте есть спецпредставитель по данным вопросам, а в проекте Доктрины ИБ эта тема своего места не находит.
- В июне проходит очередное заседание Бильдербергского клуба, в повестке дня которого кибербезопасность стояла на 7-м месте. Как обычно бывает, никакой стенограммы не опубликовано и даже слухов по результатам заседания нет. Поэтому сложно сказать, что конкретно про кибербезопасность говорили на заседании якобы мирового закулисного правительства.
- Но зато Россию постоянно обвиняют нанесении киберударов по всему прогрессивному человечеству. Если верить западным СМИ, след Россия видится в попытке украсть материалы расследования катастрофы с самолетом MH17, в деле Хиллари Клинтон, в взломе сайта демократической партии США (признавшийся во взломе румынский хакер случайно умер в тюрьме во время следствия, но следы ведут в Россию, вроде как даже в ГРУ) и т.д. С одной стороны формируется не самый приятный имидж страны в глазах мирового сообщества, а с другой, возможно, готовится почва для принятия международных мер, о чем я еще скажу дальше.
- В США при при министерстве национальной безопасности (DHS) создается новое агентство по информационной безопасности. В Японии тоже создали отдельное агентство по кибербезопасности критических инфраструктур.
- Военные США и НАТО активно обсуждают тематику кибервойн и киберконфликтов. Это и недавно выпущенное руководство американского МинОбороны «Law of War«, и конференция CyCon 2016 в Таллинне, и грядущий выпуск нового Таллиннского руководства 2.0, и официальное включение киберпространства в качестве новой сферы влияния НАТО. США просто развивают уже существующие давно документы и подходы, а для НАТО эта относительно новая тема, которая теперь будет серьезно развиваться и поддерживаться. На фоне Таллиннского руководства, которое пытается увязать существующее международное право с киберпространством и определить, в каких случаях кибератака может стать сигналом объявления войны и можно ли реагировать на кибератаки в физическом мире, такое внимание военных к данной теме пугает. Особенно на фоне некоторой медлительности России в этом вопросе. Пытаться на уровне ООН продвинуть правила неприменения информационных технологий в «плохих» целях — это хорошо, но и быть готовым к тому, что это не пройдет, тоже стоит. И иметь ответ, неважно, симметричный или асимметричный.
10 направлений кибер-стратегии НАТО |
- Почти незамеченной у нас проходит дискуссия о применении международного гуманитарного права к кибервойнам и киберконфликтам. Активную роль в этой дискуссии играет Международный Комитет Красного Креста, который недавно опубликовал новые комментарии к Женевской Конвенции (с момента предыдущих комментариев прошло более 50 лет), рассматривающие вопросы защиты людей и гражданских объектов в том числе и от кибернападений в рамках международных и локальных конфликтов и войн, в том числе и с приставкой «кибер». Что интересно, об этом же недавно «Красный Крест» говорил и в России — совместно с ПИР-Центром они организовали интересный круглый стол о применении норм международного гуманитарного права в кибервойнах, о применении Гаагской и Женевской конвенций в киберпространстве.
Из основного это, пожалуй, все. Судя по той активности, которая ведется на международной арене, анархия в киберпространстве всем уже надоела, и его ключевые участники хотят установить правила игры. Не так уж и важно какой и в каких целях; они разные. Кто-то хочет предотвратить применение Интернет и информационных технологий в неблагих целях. Кто-то наоборот готовится к ведению кибервойн (это и НАТО, и США с союзниками). Кто-то (как Красный Крест) понимая, что предотвратить они ничего не могут, хотят хотя бы защитить граждан и гражданские объекты (больницы, транспорт, электростанции и т.п.) от кибератак в рамках межгосударственных кибервойн или локальных или негосударственных киберконфликтов.
Единственное, что мне непонятно, это цели России. Пытаться сдерживать появление кибероружия — это похвально, но все равно что плевать против ветра. Этот процесс уже не остановить и он уже давно вышел из под контроля, которого и не было. С ядерными вооружениями это могло сработать, но не с информационными технологиями. Эта тема прорабатывается уже давно и многими государствами. Некоторые из них и отдельные рода войск имеют. Многие специальные подразделения создают. Имеют стратегии противодействия. А вот у нас все как-то хаотично. Что-то делается, что-то пытаются делать, но не так, на что-то глаза и вовсе закрывают. Не знаю, что из всего этого получится, не знаю.
ЗЫ. А пока я писал эту заметку, США заявили, что они будут вводить санкции против тех стран (имея ввиду Россию и Китай), которые осуществляют кибератаки на американскую критическую инфраструктуру.
А где наш импорт замещающий Федеральный закон "О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ"? Обещали, пугали, кибервойна пришла в Наш дом, а закона нет …
Таким образом мы стали на один шаг ближе к идее использования ИИ для организации кибератак.
Target: кто-то говорит, что осенью внесут